КОНСТРУКТИВНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ
На автомобиле
установлены тормозные механизмы барабанного типа с плавающими (самоустанавливающимися)
колодками и устройством для автоматического поддержания постоянного зазора
между барабанами и колодками. Для управления тормозными механизмами автомобиль
оборудован двумя самостоятельными приводами: гидравлическим от ножной педали,
действующим на все колеса, и механическим от ручной рукоятки, действующим
только на задние колеса.
Рис.
128. Тормоз переднего колеса: 1 — прижимная пружина; 2 — стяжная пружина;
3 — щит; 4 — колодка; 5 — колесный цилиндр; 6 — трубка, 7 — болт крепления
цилиндра; 8, 10 — шайбы; 9, 13 — болты; 11, 12 — гайки
Гидравлический
привод тормозов состоит из двух независимых систем для торможения передних
и задних колес. В главном цилиндре имеются две независимые полости с двумя
поршнями и один бачоь с двумя шлангами для питания жидкостью каждой полости
в отдельности. Две независимые системы введены для безопасности. При повреждении
одного трубопровода одна система торможения не будет действовать, а вторая
будет работать.
Тормозные
механизмы передних колес (рис. 128) смонтированы на стальных штампованных
щитах, которые крепятся к поворотным кулакам тремя болтами. Каждый тормоз
имеет по два рабочих колесных цилиндра с внутренним диаметром верхнего —
22 и нижнего— 19 мм, каждый из которых действует на одну из двух колодок.
Рис.
129. Тормоз заднего колеса: 1 — колесный цилиндр; 2 — щит; 3 — колодка;
4 — прижимная пружина; 5 — гайка трубопровода; 6 — болт крепления цилиндра;
7 — шайба; 8 — уплотнитель; 9 — гайка; 10 — винт; 11 — разжимной рычаг;
12 — разжимная планка; 13 — шплинт; а — прорезь при установке новых колодок;
б — прорезь для перестановки колодок при износе фрикционных накладок на
50%.
Тормозные
барабаны выполнены из ковкого чугуна и изготовлены совместно со ступицей
подшипников колес. Накладки колодок изготовлены из асбокаучуковой массы
и приклеены к колодкам специальным клеем с последующей термической обработкой.
Колодки стянуты двумя пружинами. К щитам приварены опорные стойки, к которым
колодки прижимаются специальными пружинами.
Рис.
130. Детали гидравлического привода тормозов: 1 — педаль; 2 — уплотнитель;
3 — кронштейн; 4, 13, 15 — болты; 5 — распорная втулка; 6 — втулка; 7 —
палец; 8 — вилка; 9 — бачок; 10 — гайка крепления бачка; 11 — гибкий шланг;
12 — цилиндр главный в сборе; 14 — пружина; 16 — толкатель.
Колесный тормозной
цилиндр состоит из упорных разрезных колец, которые запрессованы в цилиндры
с усилием не менее 35 кгс. Прорезь колец устанавливают параллельно щиту
тормоза. Кольца имеют внутри прямоугольную резьбу, по которой в них ввертывают
поршни с уплотнительными манжетами. Ширина впадины резьбы кольца больше
нитки резьбы на поршне. Поршень может свободно перемещаться относительно
кольца на 2 мм. В поршень запрессован стальной опорный стержень, в паз которого
входит конец ребра колодки (носок колодки). Резиновый защитный чехол предохраняет
внутреннюю поверхность цилиндра от попадания пыли, воды и грязи.
Рис.
131. Детали главного цилиндра тормоза: 1, 3 — пружины; 2 — чашка; 4, 9 —
уплотнительные манжеты; 5 — распорное кольцо; 6 — поршень задних тормозов;
7 — упорная шайба; 8 — поршень передних тормозов; 10 — колпак; 11 — картер;
12 — стопорная шайба; 13 — штуцер; 14, 15, 17 — прокладки; 16 — пробка;
18 — установочный болт
Тормозные
механизмы задних колес (рис. 129) смонтированы на стальных штампованных
щитах и крепятся к рычагам задней подвески совместно с корпусом подшипников
четырьмя болтами. Каждый тормоз имеет по одному рабочему колесному цилиндру
с внутренним диаметром 19 мм, действующему на обе колодки. Тормозные барабаны
выполнены из ковкого чугуна и прикреплены к ступице шестью болтами. Рабочий
колесный цилиндр прикреплен к щиту тормоза двумя болтами. Во внутреннюю
сквозную полость цилиндра вставлены два поршня с манжетами и пружинными
кольцами, конструктивно одинаковые с поршнями передних колес и взаимозаменяемые
с поршнями рабочего нижнего цилиндра. Тормозные колодки, стяжные и прижимные
пружины заднего и переднего тормозов взаимозаменяемы.
Гидравлический
привод к тормозным механизмам включает в себя подвесную педаль 1 (рис.
130), которая крепится к кронштейну 3 болтом 4 с пластмассовыми 6 и распорной
5 втулками.
На кронштейн
педали также прикреплен выключатель сигнала торможения. Педаль соединена
с главным цилиндром тормоза через регулируемый толкатель осью и удерживается
в исходном положении усилием оттяжной пружины. Между вилкой толкателя и
педалью установлены регулировочные шайбы, компенсирующие возможную неточность
совпадения оси главного цилиндра тормоза и оси толкателя.
Главный цилиндр
тормоза прикреплен при помощи двух болтов к кронштейну, приваренному в багажнике.
Главный цилиндр
тормоза (рис. 131) состоит из двух подвижных поршней для создания двух независимых
тормозных систем передних и задних колес, питается от бачка, соединенного
с цилиндром гибкими шлангами.
На поршень
главного цилиндра действует толкатель педали тормоза. Герметичность с заднего
конца обеспечивается резиновой манжетой 9, помещенной в канавке на поршне.
Манжета 4 плавающего типа помещена с переднего конца поршня. Когда главный
цилиндр находится в нерабочем состоянии, манжета удерживается от соприкосновения
с поршнем распорным кольцом 5, упирающимся в установочный болт 18 поршня.
При нажатии
на педаль тормоза поршень передвигается вперед и соприкасается с манжетой,
прижимаемой к поршню пружиной 3. С этого момента прекращается сообщение
с питательным бачком и начинает возрастать давление перед поршнем главного
цилиндра.
Рис.
132. Гидравлический привод тормоза: 1 — включатель стопсигнала; 2 — гайка;
3 — наконечник; 4 — гайка; 5 — толкатель; 6 — цилиндр главный; 7 — пружина;
8 — педаль
Манжеты имеют сечение тороидальной формы, наружный диаметр которых в
свободном состоянии чуть превышает внутренний диаметр цилиндра. Если кольца
не подвергаются действию давления тормозной жидкости, то только средний
наружный пояс колец соприкасается с зеркалом цилиндра, а края не соприкасаются.
Под действием давления тормозной жидкости радиальное и осевое давление
заставляет резиновые кольца расшириться, создавая, таким образом, уплотнение
с зеркалом цилиндра. Сторона манжеты, обращенная к поршню, прижимается к
зеркалу цилиндра, а противоположная сторона, омываемая жидкостью под давлением,
сохраняет свою закругленную форму и остается отделенной от зеркала цилиндра
даже при перемещении.
Площадь контакта манжет с зеркалом цилиндра сокращена до минимума, и
закругленная форма со стороны зеркала цилиндра обеспечивает вполне удовлетворительную
смазку поверхности скольжением при особенно низком сопротивлении трению.
Полости, образующиеся между деталями главного цилиндра, в состоянии покоя
имеют объем, полностью обеспечивающий компенсацию в случае расширения тормозной
жидкости.
Поршень привода задних тормозов приводится в действие давлением тормозной
жидкости, а поршень привода передних тормозов — толкателем при нажатии на
педаль тормоза.
Главный цилиндр тормоза имеет внутренний диаметр 19 мм. Между толкателем
и поршнем должен быть за-зор 0,3...0,9 мм (рис. 132), который обеспечивается
изменением положения выключателя 1 сигнала торможения и конструкцией регулируемого
толкателя 5 (вил-ка и резьбовой наконечник). При этом свободный ход педали
равен 1,5...5 мм. Положение педали регулируют следующим образом:
изменением положения включателя устанавливают ход педали 160...165 мм,
при этом ход толкателя 5 должен быть 30...31 мм;
изменением длины толкателя устанавливают зазор между толкателем и поршнем
0,3...0,9 мм. Контроль осуществляется замером зазора между упором педали
8 и пластмассовым наконечником 3 включателя сигнала торможения.
По мере износа колодок и барабанов ход поршней колесных цилиндров увеличивается
и соответственно увеличивается ход педали тормоза. Для восстановления нормального
хода педали тормоза следует на ровном сухом шоссе осуществить пятьшесть
резких торможений, двигаясь со скоростью 30 км/ч вперед, а также несколько
резких торможений, двигаясь задним ходом.
Стояночный тормоз (рис. 133) действует на колодки тормозных механизмов
задних колес посредством рычага и тяг. Рычаг качается на оси в кронштейне,
прикрепленном на туннеле пола четырьмя болтами. Кронштейн имеет овальные
отверстия, служащие для передвижения кронштейна при регулировке тормоза
(натяжение троса). В обойме рычага имеется дополнительное отверстие для
перестановки ролика при значительной вытяжке троса.
На распорной планке предусмотрена дополнительная прорезь с меньшим углублением.
При износе фрикционных накладок на 50... 60% их толщины рекомендуется распорные
планки переставить на больший размер.
Рис.
133. Привод стояночного тормоза: 1 —.рычаг; 2 — роликуравнитель; 3 — крышка
туннеля пола; 4 — трос; 5 — болт крепления кронштейна; 6 — кронштейн; 7
— ось роликауравнителя; 8 — разжимной рычаг; 9 — распорная планка; 10 —
возвратная пружина; 11 — скоба крепления оболочки троса; 12 — винт; А —
регулировочное отверстие; Б — прорезь для перестановки колодок при износе
фрикционных накладок на 50%.
|