Газораспределительный механизм (рис. 8) верхнеклапанный,
состоит из шестерен, распределительного вала и балансирного механизма,
толкателей и штанг, коромысел и клапанов.
Распределительный вал — трехопорный, на переднем конце вала на шпонке
устанавливается текстолитовая шестерня привода всего механизма. Фиксируется
шестерня специальной гайкой с торцевым шлицем, являющаяся одновременно
эксцентриковым кулачком привода бензинового насоса. На заднем конце вала, на
продолжении третьей опоры шейки, выполнена винтовая шестерня для привода
распределителя зажигания и масляного насоса.
С
обеих сторон, во внутрь распределительного вала, запрессованы втулки для
балансирного вала и противовеса. Опорами распределительного вала являются
отверстия, обработанные под размер вала в теле картера
двигателя.
Балансирный механизм — (шестерни, вал и противовес) приводится во вращение
парой косозубых шестерен. Для правильной установки фаз газораспределения и
балансирного механизма на шестернях выбиты метки "О", которые при сборке должны
быть совмещены.
Толкатели — плунжерного типа ,
стальные, с наплавленными торцами (рис. 9). Толкатели выпускных клапанов первого
и третьего цилиндров (первая пара со стороны вентилятора) имеют четыре отверстия
на цилиндрической поверхности: одно — вверху для выема толкателя, второе — в
проточке для подвода масла через штанги в головку цилиндров к коромыслам и два —
внизу для слива масла, стекающего по кожухам штанг толкателей из
головки.
Вставка толкателей имеет центральное и боковое
сверления. Все остальные толкатели не имеют вставок и проточек по наружному
диаметру.
Штанги толкателей — дюралюминиевые трубки с напрессованными стальными
наконечниками. В наконечниках просверлены отверстия для прохода
смазки.
Штанги толкателей выпускных клапанов 1
и III
цилиндров короче и имеют длину 208,9-210,2 мм. При
монтаже их нельзя путать с другими штангами. Длина остальных шести штанг
223,9-225,2 мм.
Коромысла клапанов стальные, литые, с регулировочным винтом и контргайкой.
Различают правое и левое коромысла.
Валик коромысел клапанов — стальной, полый, с проточками по наружному диаметру
под коромыслами клапанов и отверстиями в них для подвода и слива
масла.
Клапаны
подвесные, расположены в головке цилиндров. Диаметр впускного клапана — 34 мм, а
выпускного — 32 мм.
Рабочая фаска выпускных клапанов имеет специальную
наплавку. Угол наклона рабочей фаски клапанов — 45°.
На
стержни выпускных клапанов сверху надеты наконечники высокой твердости, так как
выпускные клапаны изготовлены из некалящейся жаропрочной стали. Каждый клапан
имеет по две пружины — малую и большую.
Проверка и регулировка зазоров в механизме привода
клапанов производится на холодном двигателе.
При
регулировке ни в коем случае не следует уменьшать зазоры против нормы.
Уменьшение зазоров вызывает неплотную посадку клапанов, падение мощности
двигателя и прогар клапанов.
Рис. 8. Газораспределительный и балансирный
механизмы: 1 — вал распределительный; 2 — вал балансирный; 3 —
фланец упорный; 4 — втулка пружинная; 5 — зубчатое колесо распределительного
вала ведомое; 6 — гайка-кулачок привода топливного насоса; 7 — зубчатое колесо
балансирного вала ведомое; 8 — втулка; 9 — шайба упорная; 10 — шпонка; 11 —
крышка вала; 12 — прокладка; 13 — противовес; 14 — пружина; 15 — выступ (метка)
смещенного отверстия на крышке центробежного маслоочистителя; 16 — крышка
распределительных шестерен; 17 — крышка (шкив); А — установочные
метки.
Кожухи штанг и
маслосливная трубка представляют собой стальные трубки, запрессованные в головку
цилиндров.
Уплотнение кожухов штанг на картере двигателя
производится резиновыми уплотнителями, которые поджимаются пружинами.
Маслосливная трубка уплотняется резиновой прокладкой. Резиновые уплотнения
устанавливаются вместе с головками цилиндров.
Крышка распределительных шестерен выполнена из магниевого сплава, фиксируется на картере
коленчатого вала двумя контрольными штифтами и крепится болтами по контуру. С
правой стороны крышки крепится топливный насос, слева — маслозаливная горловина.
В верхней части крышки имеются приливы для крепления направляющего аппарата
вентилятора.
В
центре крышки под гнездом шарикового подшипника имеется карман, в который
запрессована трубка отсоса картерных газов.
С
внутренней стороны карман закрыт маслоотражателем, который крепится двумя
винтами. При его установке выштамповка для слива масла направляется вниз. Для
снятия крышки распределительных шестерен необходимо снять бензонасос, проставку
и направляющую штанги.
Рабочий цикл двигателя осуществляется за два оборота коленчатого вала,
следовательно, каждый такт происходит за пол-оборота (180°) коленчатого
вала.
Последовательность чередования одноименных тактов или
порядок работы двигателя 1-3-4-2 выбран из условий обеспечения равномерности
вращения и уравновешенности коленчатого вала двигателя. Впуск, сжатие, рабочий
ход и выпуск в определенной последовательности и продолжительности
осуществляется правильной установкой фаз газораспределения.
Из
диафрагмы фаз газораспределения видно, что впуск рабочей смеси в цилиндр
начинается до прихода поршня в ВМТ на расстоянии, соответствующем 20° поворота
коленчатого вала до ВМТ. Закрывается клапан тогда, когда поршень пройдет НМТ и
начнет движение вверх на расстоянии, соответствующем 60° поворота коленчатого
вала после НМТ. Таким образом, впуск происходит за время поворота коленчатого
вала на 260°.
Выпускной клапан открывается до прихода поршня в НМТ на
расстоянии, соответствующем 60° поворота коленчатого вала до НМТ. Выпуск
продолжается и после прохождения поршнем ВМТ, т. е. когда коленчатый вал
повернется еще на 20°. Таким образом, продолжительность впуска составляет также
260°.
Для
правильной установки фаз газораспределения и балансирного механизма на шестернях
распределительного вала и балансирного механизма набиты метки "О", которые при
сборке должны быть совмещены.
Для
правильной установки момента зажигания на корпусе и крышке центробежного
маслоочистителя нанесены установочные метки: МЗ — момент зажигания и ВМТ — для
регулировки (установки) зазора между клапанами и коромыслами. Эти метки, при
выполнении соответствующих работ, должны быть совмещены с выступом на крышке
распределительных шестерен. Для предотвращения неправильной установки меток ВМТ
и МЗ, нанесенных на крышке (относительно корпуса), одно из шести отверстий
смещено и обозначено меткой (см. поз. 15 на рис. 8).
При
выполнении разборочно-сборочных операций и при техническом обслуживании гайки
крепления головок цилиндров затягивают на холодном двигателе в два приема:
предварительно моментом 1,6-2,0 кгс-м, окончательно — 4,0-4,5 кгс-м. Порядок
затяжки гаек показан на рисунке.
Рис. 9. Детали газораспределительного
механизма: 1 — втулка направляющая; 2 — тарелка клапана; 3 —
сухарь стопорный; 4 — наконечник (только для впускных клапанов); 5 — пружина
малая; 6 — шайба опорная; 7 — гнездо впускного клапана; 8 — впускной клапан; 9 —
выпускной клапан; 10 — гнездо выпускного клапана; 11 — пружина большая; 12 —
трубка слива масла; 13 — уплотнитель трубки; 14 — пружина уплотнителя; 15 —
толкатель двух выпускных клапанов (первая пара цилиндров со стороны
вентилятора); 16 — толкатели остальных клапанов; 17 — наконечник штанги для
толкателя 15; 18 — уплотнитель кожуха; 19 — шайба уплотнителя; 20 — штанга для
толкателя 15; 21 — кожух штанги; 22 — наконечник штанги; 23 — штанга для
остальных толкателей; 24 — наконечник штанги 23; 25 — шпилька; 26 — сухарь; 27,
38 — гайка; 28 — заглушка; 29 — шплинт; 30 — шайба; 31, 32, 33 — распорные
втулки; 34 — валик коромысел; 35 — коромысло левое; 36 — коромысло правое; 37 —
винт регулировочный. |