Инструкция ЗАЗ 965А ЗАЗ 965АБ |
НОВОСТИ |
||||||||||||
|
ДВИГАТЕЛЬ Картер двигателя туннельного типа,
отлитый из магниевогосплава, является основной
корпусной деталью двигателя. Сплошные боковые
стенки вместе с передней, задней и внутренней
поперечной перегородками придают картеру
необходимую жесткость. Во внутренней
перегородке расточена постель для разборной
опоры среднего коренного подшипника коленчатого
вала. Опора среднего подшипника фиксируется
стяжным болтом. Передний и задний коренные
подшипники коленчатого вала неразъемные. Задний
запрессован непосредственно в стенку картера и
фиксируется стопором, а передний — в переднюю
опору и фиксируется штифтом. Коренные подшипники
коленчатого валаизготовлены из специального
алюминиевого сплава. Выше расточек под коренные
подшипники в передней и задней стенках картера
расточены опоры под распределительный вал. В
верхней части картера расточены четыре
отверстия, расположенные попарно под углом 90°, в
которые устанавливаются цилиндры. Цилиндры и их
головки крепятся шпильками, ввернутыми в картер
двигателя.
Рис. 18. Продольный разрез двигателя.
Цилиндры отлиты из чугуна с
повышенным содержанием фосфора (до 0, 6%); взаимозаменяемы.
Для обеспечения зазора между поршнем и цилиндром
в пределах 0, 04—0, 06 мм поршни подбираются к
цилиндрам по цвету краски, нанесенной на
цилиндре и поршне По верхнему торцу цилиндр
уплотняется за счет пояска на головке цилиндров
и проточке на торце цилиндра. В нижней части
уплотнение осуществляется картонной прокладкой
(марки Б-0,3).
кольца: две верхних — компрессионные,
нижняя — для двух маслосъемных колец
скребкового типа. Юбка поршня выполнена
овальной, по специальной эпюре. Ось отверстия под
поршневой палец смещена на 1, 5 мм от
диаметральной плоскости поршня. На днище поршня
набита стрелка, для правильного расположения
смещения оси пальца, при монтаже стрелка должна
быть обращена в сторону шкива вентилятора.
1 — крышка
центрифуги (шкив), 2 — кольцо уплотнительное, 3 —
гайка 4 — кольцо уплот- Коленчатый вал трехопорный, литой из
высокопрочного чугуна, динамически
сбалансирован вместе с маховиком, механизмом
сцепления и корпусом центрифуги.
Рис. 22 Опора среднего коренного подшипника (вид со стороны носка коленчатого вала) 1 — болт стяжной 2—
шайба, 3 — опора верхняя 4 — штифт опоры, 5 —болт
фиксирую- Головка цилиндров имеет развитые
ребра охлаждения, отливается из алюминиевого
сплава, взаимозаменяема, общая на два цилиндра.
1 — штифт, 2 —
болт крепления маховика, 3 — стопорная шайба, 4 — Для правильной
установки фаз газораспределения на шестернях
выбиты метки “О”, которые должны быть совмещены.
Внутри распределительного вала размещен вал
балансирного механизма с противовесами; он
приводится во вращение парой цилиндрических
шестерен, установленных также по меткам “О” с
боковым зазором впределах 0,08—0,20 мм (в
процессе работы зазор не должен быть более 0,35 мм).,
Осевой люфт балансирного валика в
распределительном должен быть в пределах 0,4—1,0 мм
(компенсируется установкой регулировочной
прокладки под противовес).
Рис 24. Порядок затяжки гаек В процессе эксплуатации подтяжку
гаек головок цилиндров производите с усилием 4 кгм Если головка Толкатели — плунжерного типа, литые,
чугунные, с отбеленной рабочей поверхностью.
Толкатели выпускных клапанов первого и второго
цилиндров (первая пара со стороны вентилятора)
имеют четыре отверстия на цилиндрической
поверхности: одно вверху, для выема толкателя,
второе — в проточке, для подвода масла через
штан-
На стержни выпускных
клапанов сверху одевается наконечник с торцом
высокой твердости, так как выпускные клапаны
изготовлены из некалящейся жаропрочной стали.
Между тарелками и пружинами клапанов
установлены стаканы пружин, ограничивающие
попадание масла на стержни клапанов. С правой стороны монтируется
бензонасос и распределитель зажигания. В нижней
части крышки расположены масляный насос и
редукционный клапан. От нагнетательной полости
масляного насоса просверлено отверстие
диаметром 1,2 мм для смазки масляной струей
шестерен привода валика насоса. При разборках
необходимо следить, чтобы это отверстие не
засорялось. Фиксация крышки относительно
картера двигателя осуществляется двумя
цилиндрическими штифтами. Крышка крепится к
картеру через уплотнительную прокладку десятью
болтами, затяжку которых необходимо производить
равномерно в порядке, указанном на рис. 25. При регулировке ни в коем случае не
уменьшайте зазоры против нормы. Уменьшение
зазоров вызывает неплотную посадку клапанов,
падение мощности и прогар клапанов.
в) проверьте при помощи
плоского щупа зазоры между клапанами и
коромыслами первого цилиндра. Величина зазора
должна быть: для выпускных клапанов — 0,1 мм. г) если зазоры неправильные, то
отверните контргайку регулировочного винта на
коромысле и, вращая отверткой регулировочный
винт (предварительно установив между носком
коромысла и стержнем клапана соответствующий
щуп), установите необходимый зазор (рис. 28).
Рис 28 Регулировка зазора Масляный насос шестеренчатого типа, с
приводом от коленчатого вала, расположен на
крышке распределительных шестерен Там же
находится редукционный клапан, ограничивающий
максимальное давление в системе, который в
процессе эксплуатации не подлежит регулировке. 1. Поставить
коленчатый вал в положение, соответствующее ВМТ
хода сжатия в первом цилиндре.
1 — редукционный клапан, 2 — масляный насос, 3 — центрифуга; 4 — толкатель выпускного клапана первого цилиндра, 5 — толкатель выпускного клапана второго цилиндра, в — масляный радиатор, 7 — канал слива масла из головки цилиндров. Боковой зазор в зацеплении шестерни и
валика привода масляного насоса должен быть при
монтаже в пределах 0,05—0,27 мм что
соответствует угловому люфту валику в пределах
20'—1°45'); он обеспечивается подбором шестерен.
Рис. 30. Установка валика привода масляного насоса и распределителя зажигания а — положение валика до установки крышки, б — положение валика после установки крышки Масло для очистки подается из
масляного насоса по полости, образованной лыской
на передней шейке коленчатого вала и набором
шестерен, установленных на коленвале и
уплотненных по торцам. Крышка центрифуги из
алюминиевого сплава является одновременно
шкивом привода вентилятора, крепится к корпусу
гайкой усилием 3,5—4 кгм и уплотняется
резиновым кольцом по контуру и шайбой под гайкой.
Снаружи в болт крепления корпуса центрифуги
вворачивается храповик для проворота
коленчатого вала вручную.В процессе работы
двигателя за счет центробежных сил от масла
отделяется грязь и оседает на стенках,
специальных приливах корпуса и крышки
центрифуги. Поэтому центрифугу надо
периодически очищать. а)
ослабьте натяжение ремня привода вентилятора и
снимите его (см. “Регулировка натяжения ремня”); б) включите первую передачу; в) отверните храповик и снимите прокладку; г)
отверните гайку крепления крышки центрифуги,
снимите прокладку, крышку центрифуги (следите за
сохранностью резинового уплотнительного
кольца); д) очистите от
грязи и промойте крышку центрифуги и внутреннюю
полость корпуса. При
установке крышки 1 (рис. 21)
центрифуги необходимо обратить особое внимание
на ее правильное положение относительно корпуса 11 — риска ВМТ на крышке должна
совпадать с серединой выступа на корпусе, в
противном случае это приведет к ошибке в
установке зажигания и неправильной регулировке
зазоров между коромыслами и клапанами.
Рис 31. Проверка прогиба ремня
Рис.
32 Крепление направляющего Натяжение ремня вентилятора следует проверять перед каждым выездом. Слабое натяжение ремня приводит к пробуксовке, вызывающей перегрев двигателя и недостаточную зарядку аккумуляторной батареи. Сильно натянутый ремень быстро изнашивается и вызывает преждевременный износ подшипников генератора. Регулировку натяжения ремня производите в следующем порядке: а) отпустите болт 1 (рис. 32) крепления направляющего аппарата вентилятора; втолкните пучок проводов к генератору в кожух и поворачивайте направляющий аппарат по часовой стрелке до тех пор, пока ремень натянется. При ослаблении натяжки ремня направляющий аппарат поворачивайте только против часовой стрелки, а пучок проводов вытягивайте из кожуха, чтобы не повредить наконечники проводов к генератору; б) после регулировки и проверки
прогиба ремня, затяните) болт 1. Уход за
системой охлаждения состоит в проверке
натяжения ремня вентилятора и содержания в
чистоте межреберных пространств цилиндров,
головок и радиатора. Необходимо помнить, что
двигатель воздушного охлаждения при подтеках
масла быстро покрывается
слоем пыли, которая, пригорая, образует
теплоизоляционную корку, вызывает перегрев
двигателя, потерю мощности и усиленный износ
деталей. При обнаружении масла на выходе воздуха
из вентилятора (отсосано с места подтекания)
немедленно устраните течь. Автоматический
регулятор температур двигателя. Автомобиль
снабжен системой терморегулирования двигателя,
которая предназначена для поддержания
нормального теплового состояния двигателя.
1 — пружина; 2 — раструб крышки
моторного отсека, 3 —заслонка. 4 — крышка моторного отсека;
а) — положение заслонки и путь воздуха при работе еще холодного двигателя; 6) — положение заслонки и путь воздуха при хорошо прогретом двигателе во время движения. Перепускное отверстие в раструбе
постепенно закрывается, а нагретый воздух
выходит наружу (рис. 34, б). В зависимости от
температуры выходящего воздуха заслонка может
иметь ряд промежуточных положений, тем самым
поддерживая нормальную температуру двигателя
при температуре окружающего воздуха не ниже —10—15°С При более низкой температуре
рекомендуется принимать меры, ограничивающие
вход холодного воздуха в мотоотсек, прикрывая
часть входных щелей снаружи или отверстия
внутри, так как даже полное закрытие выходного
отверстия заслонкой не обеспечивает надлежащую
температуру двигателя и он остается
переохлажденным В процессе эксплуатации
необходимо следить за исправностью термостата,
целостью возвратной пружины, за полным открытием
заслонки и отсутствием заеданий или задеваний ее
о стенки раструба. Проверку работы регулятора
следует производить летом во время длительного
движения при хорошо прогретом двигателе. Когда
двигатель будет хорошо прогрет, следует
остановить автомобиль, выключить двигатель,
быстро выйти из него и, не открывая капота,
посмотреть в окно для выхода воздуха; окно должно
быть полностью открыто заслонкой . В случае
неполного открытия окна заслонкой (кромка
заслонки выступает за пределы раструба более чем
на 4—5 мм) следует устранить неисправность.
Убедившись, что заслонка полностью открыта,
проследить за тем, как термостат, сжимаясь,
закрывает заслонкой окно. Если при холодном
двигателе (при отсутствии заеданий
заслонки и шарниров регулятора) термостат не
сжимается и не закрывает заслонкой окно,
термостат следует считать неисправным, его
необходимо заменить. До замены термостата
заслонку необходимо закрепить в открытом
положении. В случае замены термостата или
повышенного износа шарниров регулятора
необходимо произвести регулировку полного
закрытия окна заслонкой, которая производится
путем вращения термостата от руки при отпущенном
на 3—4 мм болте крепления термостата. Для
увеличения срока службы трущихся деталей
регулятора и плавной его работы рекомендуется
через каждые 1000 км пробега смазывать шарниры
регулятора моторным маслом (1—2 капли на шарнир).
Система питания состоит из бензинового бака,
бензопроводов, бензинового насоса,
карбюратора, воздушного фильтра, впускного
коллектора и выпускных труб с глушителем.
Бензиновый насос (рис. 35) диафрагменного типа
установлен на крышке шестерен газораспределения
и приводится в действие от эксцентрика,
выполненного на валике привода масляного насоса
и распределителя зажигания, через штангу 10,
скользящую в проставке 11. Между насосом
и проставкой установлена уплотнительная
прокладка 13, а между проставкой и крышкой —
уплотнительно-регулировочные прокладки 12. Насос
оборудован рычагом 16 ручной
подкачки топлива при неработающем двигателе. При
снятии бензонасоса необходимо проследить за
сохранностью прокладок. В случае замены
прокладок, насоса или проставки со штангой
привода необходимо регулировочными прокладками 12 обеспечить нормальную работу и
производительность бензинового насоса. Перед
установкой насоса необходимо нажать на пяту
привода 14 до начала полезного
хода и замерить расстояние между пятой и
привалочной плоскостью корпуса насоса. Величина
утопания должна быть в пределах 0,4-2,2 мм.
Затем установить проставку 11 со
штангой 10 и прокладками 12
и 13 на шпильки и, закрепив
их, провернуть коленчатый вал до максимального
выступания штанги из проставки. При этом штангу
следует прижимать пальцем к эксцентрику валика.
Штанга 10 должна выступать над
прокладкой 13 на 1,2-1,8 мм Пример.
Пята привода утопает на 1,6 мм. Соответственно,
величина 1,6 мм+(1,2-1,8 мм) =2,8-3,4 мм. Периодически следует снимать крышку насоса и очищать фильтр от грязи.
Рис. 35. Бензиновый насос:
При отсоединении бензопровода от бензонасоса необходимо предварительно отсоединить резиновый шланг от бензозаборной трубки в баке, в противном случае при наличии в баке бензина он будет вытекать. Карбюратор К-125 — однокамерный с падающим потоком и горизонтальным подводом воздуха (рис. 36). Поплавковая камера балансированная, сообщается с атмосферой через воздушный патрубок и воздушный фильтр. Карбюратор состоит из трех основных частей: крышки поплавковой камеры с воздушным патрубком, корпуса карбюратора с поплавковой камерой и нижнего патрубка со смесительной камерой. Главная дозирующая система и система холостого хода карбюратора взаимосвязаны. Их совместная работа обеспечивает приготовление горючей смеси экономичного состава при работе двигателя на всех режимах в диапазоне от прикрытого положений дроссельной заслонки (холостой ход) до полного открытия.
Рис. 36. Схема карбюратора К-125: 1 — трубка
балансировочная. 2 — крышка поплавковой камеры, 3
— распылитель ускори- Получение от двигателя максимальной мощности обеспечивается системой механического экономайзера, вступающего в работу при почти полном открытии дроссельной заслонки. Система ускорительного насоса обогащает смесь при разгонах автомобиля с резким открытием дроссельной заслонки. Привод ускорительного насоса и привод экономайзера конструктивно объединены и осуществляются от рычага, закрепленного на оси дроссельной заслонки. Воздушная заслонка с автоматическим клапаном обеспечивает необходимое обогащение смеси при запуске холодного двигателя. Воздушная и дроссельная заслонки механически связаны между собой: при закрытии воздушной заслонки дроссельная поворачивается на угол 17—19°, чем достигаются самые благоприятные условия в смесительной камере для пуска двигателя. Следует помнить, что заводская регулировка карбюратора обеспечивает максимальную мощность и топливную экономичность двигателя. Поэтому любые изменения заводской регулировки неизбежно приводят к снижению мощности двигателя и к повышению расхода бензина. Единственной эксплуатационной регулировкой, рассчитанной на выполнение водителем, является регулировка карбюратора на холостой ход двигателя, которая существенно влияет на топливную экономичность автомобиля, а также может вызвать калильное зажигание при переобогащении смеси на холостом ходу. Уход за карбюратором заключается в следующих операциях: 1. Периодическая чистка, продувка и промывка его от смолистых отложений. 2. Проверка уровня топлива в поплавковой камере, герметичности клапана подачи топлива и регулировка уровня. 3. Проверка плотности соединений между частями корпуса, исправности прокладок. 4. Проверка работы ускорительного насоса. 5. Регулировка малых оборотов холостого хода двигателя.
Чистку, промывку и продувку карбюратора производите периодически, но не реже чем через 10—12 тыс. км пробега. При этом пользуйтесь бензином, а при наличии смолистых отложений — ацетоном или растворителем для нитрокрасок. После промывки продуйте жиклеры и каналы сжатым воздухом. Для выворачивания главного жиклера необходимо применять специальную отвертку с направляющим цилиндром (см. рис. 37). Совершенно недопустимо пользоваться для чистки жиклеров проволокой, хотя бы и мягкой. Необходимость проверки герметичности клапана подачи топлива возникает тогда, когда наблюдается переливание бензина (течь бензина через шток привода ускорительного насоса и другие места) или увеличенный расход топлива. Для проверки герметичности клапана необходимо снять крышку поплавковой камеры и проверить плотность клапана. Клапан исправляется притиркой или заменяется новым. Положение поплавка при закрытом клапане должно быть таким, чтобы продольные выштамповки на поплавке были параллельны плоскости разъема при перевернутой крышке (рис. 38). Положение поплавка регулируется подгибом упорного язычка. Необходимость проверки работы ускорительного насоса возникает при ощутимых “провалах” в работе карбюратора (задержка в реакции на переходных режимах). Для проверки вывернуть распылитель 10 (рис. 39) ускорительного насоса и, нажав на рычаг дроссельной заслонки убедиться, что в открытое отверстие подается бензин Если бензин подается, следует продуть распылитель и установить его на место. Если бензин не подается, снять крышку поплавковой камеры, промыть камеру и добиться плавного хода поршня ускорительного насоса.
Рис. 38. Проверка положения поплавка: 1 — поплавок, 2 — язычок поплавка, 3 — крышка поплавковой камеры
I — винт регулировки качества (состава смеси); 2 — винт регулировки количества смеси; 3 — рычаг управлениядроссельной заслонки, 4 — пробка жиклера холостого хода; 5 — винт крепления троса привода воздушной за- слонки; 6 — пробка воздушного жиклера главной дозирующей системы; 7 — кронштейн крепления оболочки троса привода воздушной заслонки, 8 — пробка фильтра; 9 — жиклер воздушный холостого хода, 10 — распылитель ускорительного насоса, 11 — штуцер трубки. Регулировка малых оборотов холостого хода двигателя производится упорным винтом 2 (рис. 39), ограничивающим закрытие дроссельной заслонки, и винтом 1, изменяющим состав смеси . При завертывании винта 1 смесь обедняется, а при отворачивании — обогащается. После обкатки двигатель должен работать устойчиво на малых оборотах холостоо хода (500—600 об/мин) Регулировку малых оборотов холостого хода нужно производить на хорошо прогретом двигателе при отрегулированной системе зажигания. Перед началом регулировки заверните винт 1 до отказа, но не туго, а затем отверните на 2—2,5 оборота, заведомо обогатив смесь. После этого запустите двигатель и установите винтом 2 такое открытие дросселя, при котором двигатель работает вполне устойчиво. Затем винтом / установите состав смеси, при котором двигатель будет давать наибольшее число оборотов. После этого уменьшите число оборотов винтом 2 до необходимых устойчивых малых оборотов холостого хода. Для проверки регулировки следует резко нажать на педаль привода дроссельной заслонки и быстро отпустить. Двигатель должен плавно, без провалов и перебоев, набрать обороты, а при резком отпускании педали перейти на минимально устойчивые и не заглохнуть. В случае, если двигатель глохнет, несколько увеличьте винтом 2 число оборотов. При правильной регулировке привода дроссельная заслонка карбюратора должна быть полностью прикрыта при отпущенной педали и полностью открыта при нажатой до отказа педали. Надлежащая работа системы привода обеспечивается соответствующим натяжением троса привода, крепление которого производится винтом на тяге рычага дроссельной заслонки. Регулировку привода воздушной заслонки следует производить в следующем порядке: отпустите винт 5 (рис. 39) крепления проволоки привода к шарниру рычага воздушной заслонки, затем опустите кнопку привода в крайнее нижнее положение, установите заслонку в полностью открытое положение и закрепите винтом проволоку. При поднятии рычага привода воздушная заслонка должна полностью закрываться. Воздушный фильтр — инерционно-масляный (рис. 41), укреплен на двигателе стяжной лентой. Фильтр состоит из корпуса 7 с фильтрующей набивкой 6, поддона 1 с маслоразделителем, диафрагмы 2, стакана диафрагмы 5 и пружины 4. Между корпусом фильтра и поддоном укладывается резиновое уплотнительное кольцо 3. Поток воздуха при работе двигателя засасывается через приемную трубу, ударяется о масляную поверхность и, резко изменив направление потока, устремляется вверх. При этом захватываются масляные брызги, которые прилипают к фильтрующей набивке. При резком изменении направления потока крупные наиболее тяжелые частицы пыли остаются внизу, а мелкая пыль прилипает к масляной пленке фильтрующей набивки. Очищенный воздух поступает в отводящую трубу и далее в карбюратор. По мере накопления масло с набивки стекает вниз, увлекая за собой пыль и очищая набивку. Самоочистка фильтра продолжается до тех пор, пока масло слишком не загрязнится.
Рис. 40. Вид карбюратора сзади 1 — трубка приемная, 2 — пробка сливная, 3 — пробка главного жиклера.
1 — поддон, 2
—диафрагма в сборе, 3 — уплотнительное кольцо, 4
— Уход за фильтром. Смену масла в фильтре производить через 6000 км пробега. При езде по особо пыльным дорогам смену масла необходимо делать через 2000 км, одновременно промыв фильтрующую набивку. При езде по чистым асфальтовым дорогам зимой очистку фильтра можно производить реже. Для смены масла в фильтре отпустите зажимы двух замков и отделите поддон с диафрагмой, пружиной и стаканом диафрагмы. Выньте уплотнительное кольцо и диафрагму из поддона. Затем слейте загрязненное масло и промойте поддон керосином или бензином, полностью удалив отложения пыли. После этого залейте свежее масло, употребляемое для заправки картера двигателя до отверстий маслоотделителя (210 г) и соберите фильтр, обратив внимание на сохранность уплотнительной прокладки и правильную установку диафрагмы с пружиной и стаканом. Для промывки фильтрующей набивки воздушного фильтра необходимо отсоединить корпус фильтра от двигателя, отпустив хомут на отводящей трубе и зажим замка на стяжной ленте. При установке фильтра обратите
внимание на надежность уплотнения отводящей
трубы и горловины карбюратора с тем, Система зажигания — батарейная. Питание осуществляется от аккумуляторной батареи и генератора Номинальное напряжение в первичной цепи 12 в. Система зажигания двигателя, как и все электрооборудование автомобиля, работает по однопроводной схеме, при которой вторым проводом служит кузов—“масса” автомобиля. С “массой” соединены отрицательные полюсы (клеммы) источников и потребителей электрической энергии. Катушка зажигания установлена на кожухе
вентилятора с правой стороны двигателя. На
крышке катушки зажигания имеются клеммы низкого
напряжения и клемма высокого напряжения. На
катушке смонтировано добавочное сопротивление,
включенное последовательно с первичной
обмоткой. Добавочное сопротивление при помощи
шунтирующих контактов стартера автоматически
включается при запуске двигателя. Ток,
проходящий через
1. Не оставлять включенное зажигание при неработающем двигателе. 2. Не допускать ослабления крепления подводящих проводов к низковольтным клеммам и закрепление высоковольтного провода без ввертной клеммы, а также оберегать катушку от повреждений. 3. Не допускать загрязнения проводов, клемм и крышки катушки зажигания. 4. Не допускать работу катушки с неисправным добавочным сопротивлением. Распределитель зажигания — Р-114 установлен в расточке прилива крышки распределительных шестерен и укреплен при помощи пластины, приводится во вращение от валика привода масляного насоса. Направление вращения, если смотреть со стороны крышки распределителя, левое Распределитель зажигания состоит из прерывателя тока низкого напряжения, распределителя тока высокого напряжения, центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания и октан-корректора. Нормальная работа распределителя зажигания и правильная установка угла опережения зажигания существенно влияют на работу двигателя Чистка и регулировка зазора контактов прерывателя. Осмотри-те рабочие поверхности контактов и, если они загрязнены, замаслены или обгорели, очистите их. Пользуйтесь замшей или чистой тканью, не оставляющей волокон, смоченной авиационным бензином или спиртом. При необходимости, если контакты обгорели, зачистите их специальной абразивной пластинкой (из комплекта шоферского инструмента). Наждачной шкуркой для этого пользоваться нельзя. Зачищая контакты, только удалите бугорок на одном из них и несколько сгладьте поверхность другого, где образовалось углубление Для проверки зазора установите, вращая коленчатый вал пусковой рукояткой, кулачок прерывателя в положение, при котором контакты будут максимально разомкнуты. Проверьте плоским щупом величину зазора—он должен быть в пределах 0,35—0,45 мм. При необходимости, отрегулируйте зазор, для чего ослабьте стопорный винт 19 (рис 42), крепящий пластину 5, несущую неподвижный контакт прерывателя. Затем, вращая регулировочный винт 6, установите по щупу зазор. Заверните стопорный винт 19. Следует иметь в виду, что после регулировки зазора между контактами прерывателя нарушается первоначальная установка зажигания. Ее необходимо проверить, и если надо, подрегулировать Установка зажигания производится по метке МЗ на крышке центрифуги, определяющей момент зажигания в первом цилиндре Размыкание цепи прерывателя должно происходить в момент, когда метка МЗ совпадает с центром выступа маслозаливной горловины Соответственно против клеммы провода первого цилиндра в крышке распределителя должен быть расположен ротор.
1. Снимите крышку распределителя и ротор и проверьте вели чину зазора между контактами прерывателя (в случае необходмости, отрегулируйте зазор) Поставьте ротор на место. 2 Установите коленчатый вал в положение, соответствующее началу такта сжатия в первом цилиндре — оба клапана закрыты, коромысла свободно качаются в пределах зазора.
Рис 42.
Распределитель зажигания 3. Медленно проворачивайте коленчатый вал двигателя до совпадения метки МЗ с выступом маслозаливной горловины. 4. Убедитесь, что ротор стоит против контакта крышки, соединенного с проводом, идущим к свече первого цилиндра (постановкой крышки на место). 5. Установите октан-корректор на нулевое деление шкалы путем вращения регулировочных гаек и затяните их. 6. Ослабьте затяжку болта хомута крепления корпуса распрделителя к подвижной пластине октан-корректора и поверните корпус против часовой стрелки, чтобы контакты прерывателя замкнулись. 7. Освободите конец провода подкапотной лампы из соединтельной муфты; присоедините его с помощью дополнительного куска провода к клемме низкого напряжения на катушке, к которой крепится провод, идущий к клемме 7 распределителя. Включите подкапотный фонарь. 8. Включите зажигание и осторожно поворачивайте корпус распределителя по часовой стрелке до вспыхивания лампочки. При этом прижимайте ротор в сторону, противоположную его нормальному вращению, чтобы выбрать зазоры. Остановите вращение распределителя точно в момент вспыхивания лампочки. Если это не удалось, операцию повторите. 9. Удерживая корпус распределителя от проворачивания, затяните болт хомутика крепления корпуса, поставьте крышку и центральный провод на место. 10. Проверьте присоединение проводов от свечей, начиная с первого цилиндра, в порядке 1, 2, 4, 3, считая их против часовой стрелки. Следует иметь в виду, что установка зажигания по метке МЗ на шкиве при среднем положении октан-корректора обеспечивает наивыгоднейшие мощностные и экономические показатели двигателя лишь при условии, что для его питания применяется бензин А-72 или А-76. Однако, после каждой установки зажигания, регулировки контактов в прерывателе или замены топлива необходимо проверить установку зажигания на ходу. Доводку установки зажигания выполняйте октан-корректором. Прогрейте двигатель на холостом ходу, а затем, двигаясь на прямой передаче по ровной дороге со скоростью 40—45 км/час, дайте автомобилю разгон, резко нажав на педаль привода дроссельной заслонки. Если при этом будет наблюдаться незначительная и кратковременная детонация, то установка момента зажигания считается правильной. При необходимости некоторого корректирования установки момента зажигания вращайте в соответствующем направлении корпус распределителя с помощью регулировочных гаек, свинчивая одну из них по винту, а другую соответственно подвинчивая. На неподвижной пластине октан-корректора имеются обозначения ( + ) и ( —), определяющие направления перемещений стрелки подвижной пластины и соответственно корпуса распределителя. При сильной детонации стрелку передвигайте в сторону знака (—) для уменьшения угла опережения зажигания. При полном отсутствии детонации стрелку передвигайте в сторону знака ( + ). Наибольший угол опережения (или запаздывания) зажигания, обеспечиваемый ручной регулировкой с помощью октан-корректора, составляет 12° относительно начальной установки (10° до ВМТ). Двигатель очень чувствителен к правильной установке угла опережения зажигания: слишком раннее или слишком позднее зажигание ведет к перегреву двигателя, потере мощности, прогару клапанов и поршней. Уход за распределителем должен быть систематическим и обеспечивать: 1. Содержание в чистоте распределителя, особенно изоляционных пластмассовых деталей (крышка, бегунок, низковольтная клемма ) 2. Отсутствие повреждений пластмассовых деталей, уголька в крышке. 3. Чтобы бензин, масло и вода не попадали в распределитель. 4. Надежность контактов проводов с клеммами крышки распределителя и низковольтной клеммой. 5. Чистоту и нормальный зазор контактов прерывателя; излишняя зачистка контактов вредна. 6.
Своевременную и качественную смазку;
запрещается пользоваться для смазки
распределителя маслом из картера двигателя;
Протрите чистой, сухой или смоченной в бензине тряпкой пластмассовую крышку распределителя. Подверните на один оборот крышку масленки для подачи смазки на валик распределителя. Если крышка масленки будет завернута полностью, выверните крышку, заполните ее смазкой ЦИАТИМ-201 или УТВ (1 — 13). Смажьте трущиеся детали
распределителя машинным маслом “С”, автолом 6
или маслом для двигателя Дп-8 или АС-8,
Осмотрите кулачок и, если он грязный,
протрите его чистой сухой замшей или материалом,
не оставляющим волокон. Нанесите
В случае большого переноса металла с одного контакта на другой произведите зачистку контактов. Лучше всего зачищать контакты на мелком абразивном камне, сняв молоточек и стойку с неподвижным контактом. После зачистки промойте контакты и отрегулируйте зазор между ними. Через каждые 24 000 км пробега снимите распределитель с двигателя и сдайте его в специальную мастерскую для профилактического осмотра и ремонта.
Нормальный зазор между электродами свечи должен быть 0,6—0,75 мм. Проверку величины зазора делайте круглым щупом, а при регулировке зазора подгибайте боковой электрод. Для определения неисправно работающей свечи следует поочередно снимать наконечники со свечей при работе двигателя на холостом ходу. При снятии наконечника с неисправной свечи обороты двигателя меняться не будут, при снятии с исправной — обороты будут уменьшаться, и двигатель станет работать с еще большими перебоями. Чистку свечей производите на пескоструйном аппарате или мягкой стальной щеткой с последующей промывкой в бензине и сушкой. Примечание Если при зимней эксплуатации обнаруживаются случаи закапчивания теплового конуса свечи—рекомендуется заменить свечу на А7, 5УС.
ЩЕЛКНИТЕ ЗДЕСЬ, чтобы узнать, как получить 21 999 посетителей на Ваш сайт. Бесплатно! |
|
|||||||||||
ЧЕРТЕЖИ |
|||||||||||||
|
|||||||||||||
СЛУЧАЙНОЕ ФОТО |
|||||||||||||
|
|||||||||||||
Design by ziper65turbo |
ICQ 299782183 |