КОНСТРУКТИВНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ АВТОМОБИЛЯ
Автомобиль
«Запорожец» модели ЗАЗ-968М (рис. 1) имеет закрытый двухдверный
цельнометаллический кузов несущей конструкции. Съемными узлами кузова являются
передний и задний капоты и двери. Компоновка механизмов и агрегатов шасси
автомобиля увязана с принятой компоновкой пассажирского помещения кузова.
При сравнительно небольших габаритных размерах автомобиля внутренние размеры
пассажирского помещения кузова обеспечивают наибольшее удобство посадки
и комфортабельность езды трех пассажиров и водителя.
Рис.
1. Габаритные размеры автомобиля
Гнутые передние,
задние и боковые стекла имеют большую площадь обзора и дают хорошее естественное
освещение пассажирского помещения кузова. Для отопления кузова в багажнике
расположен бензиновый отопитель независимого действия, который подает нагретый
воздух в салон кузова и на обогрев ветрового стекла.
Расположение
органов управления и контрольно-измерительных приборов обеспечивает простое
и удобное пользование ими, а рулевое колесо с двумя спицами и утопленной
ступицей дает возможность хорошего обзора контрольных приборов.
Передние сиденья
— раздельные с регулировкой в продольном направлении и угла наклона спинки.
При закрытых дверях передние сиденья блокируются. Для устройства спальных
мест спинки передних сидений откидываются назад.
Электрический
стеклоомыватель в сочетании с двухскоростным стеклоочистителем обеспечивает
быструю и хорошую очистку ветро-вого стекла.
На автомобиле
ЗАЗ-968М «Запорожец» может быть установлен двигатель модели
МеМЗ-968Н мощностью 40 л. с. или МеМЗ-968Г мощностью 45 л. с., выпуск которого
продолжался до 01.01. 1983 г. Для этих двигателей применяется бензин А-76.
Двигатель,
сцепление и коробка передач с главной передачей и дифференциалом скомпонованы
в единую конструкцию — силовой агрегат (рис. 2). Компактная конструкция
силового агрегата характеризуется удобством и простотой его крепления на
автомоби-ле. По сравнению с раздельными механизмами агрегат занимает мало
места в отсеке двигателя, обеспечивает удобство его обслуживания при осмотрах
и регулировках.
Сцепление
смонтировано на маховике двигателя и закрыто жестким литым картером. Картер
прикреплен с одной стороны к картеру коленчатого вала. Вторая сторона картера
сцепления является одновременно и частью картера главной передачи, и дифференциала
и крепится к коробке передач
Детали коробки
передач и главной передачи с дифференциалом находятся в одной масляной ванне.
На боковых стенках картера сцепления и главной передачи имеются окна, в
которые входят головки полуосей с сухарями. Уплотняются полуоси с картером
при помощи резиновых защитных чехлов и самоподжимных сальников. Из задней
крышки коробки выходит шток ползуна, соединяемый с валом управления коробкой
передач.
Силовой агрегат
крепится к автомобилю на трех опорах (рис. 3). Передняя опора представляет
собой сварную фигурную поперечину, прикрепленную к картеру сцепления. Поперечина
с помощью двух кронштейнов 6 и амортизирующих резиновых подушек 5 крепится
к стенке отсека двигателя. Задняя опора размещена под кузовом, к ней через
амортизирующие подушки 8, 10 и кронштейн 7 крепится силовой агрегат за заднюю
крышку коробки передач.
Конструкция
независимой подвески передних и задних колес с телескопическими амортизаторами
в сочетании с эффективными тормозами и легким рулевым управлением обеспечивают
автомобилю высокую плавность хода на автомобильных дорогах с неровным покрытием.
Автомобиль отлично «держит» дорогу и устойчив на высоких скоростях.
Он обладает достаточно высокими динамическими качествами и хорошей проходимостью
при относительно малом эксплуатационном расходе топлива.
Рис.
3. Подвеска силового агрегата и брызговик двигателя: 1 — верхний уплотнитель
брызговика; 2 — крышка люка; 3 — брызговик; 4 — поперечина передней опоры;
5 — подушка передней опоры; 6 — кронштейн передней опоры; 7 — кронштейн;
8 — верхняя подушка задней опоры; 9 — поперечина задней опоры; 10 — нижняя
подушка задней опоры; 11 — втулка; 12 — шайба
Эксплуатационный
расход топлива зависит от технического состояния автомобиля, дорожных и
климатических условий, а также от степени совершенства вождения автомобиля.
Технически исправный автомобиль, прошедший обкатку, с полной нагрузкой при
постоянной скорости 90 км/ч на четвертой передаче на горизонтальной и ровной
дороге должен расходовать летом не более 7,4 л топлива на 100 км пути.
Автомобиль
ЗАЗ-968М по сравнению с предыдущими моделями оборудован новыми фонарями
и фарами, улучшенной световой сигнализацией и новой облицовкой передка.
Параллельно
с автомобилем ЗАЗ-968М «Запорожец» завод выпускает следующие
модификации: ЗАЗ-968МБ, ЗАЗ-968МГ, ЗАЗ-968МД, ЗАЗ-968МР, оборудованные специальными
органами управления для инвалидов.
|