Газораспределительный
механизм
Механизм газораспределения
—
верхнеклапанный, приводится в действие от распределительного вала при помощи
тол-кателей, штанг и коромысел.
Распределительный вал (рис. 12) — трехопорный, стальной. Рядом с третьей
опорной шейкой выполнена винтовая шестерня для привода прерывателя-распределителя
зажигания и масляного насоса. Привод распределительного вала (см. рис.
4) осуществляется посредством шестерен от коленчатого вала. От осевого
перемещения распределительный вал фиксируется упорным фланцем.
Шестерня распределительного
вала — текстолитовая, с чугунной ступицей, закреплена на переднем конце
вала на шпонке и фиксируется приводным кулачком топливного насоса, выполненным
в виде гайки с торцовыми шлицами. Кулачок контрится пружинной шайбой.
Для правильной
установки фаз газораспределения на шестернях набиты метки «О»,
которые должны быть совмещены (рис. 13, а).
При необходимости
фазы газораспределения проверяют на соб-ранном непрогретом двигателе при
температуре 15...25°С и зазорах в клапанном механизме 0,45 мм (рис.
14).
V-образные
четырехцилиндровые двигатели имеют неуравновешенный момент от сил инерции
первого порядка, для уравновешивания которого в конструкции двигателя
предусмотрен балансирный механизм (рис. 15) и уравновешивающая масса на
противовесах коленчатого вала. Вал балансирного механизма 2 расположен
внутри распределительного вала. На концах балансирного вала на шпонках установлены
ведомая шестерня 1 с противовесом и противовес 3.
Привод балансирного
механизма осуществляется от коленчатого вала парой косозубых шестерен с
передаточным отношением 1:1. Вал балансирного механизма вращается в запрессованных
с торцов распределительного вала втулках и шариковом подшипнике, расположенном
в крышке распределительных шестерен. Для уменьшения износа торца передней
втулки распределительного вала между втулкой и шестерней установлена упорная
термообработанная стальная шайба.
Рис.
12. Распределительный вал в сборе:
1
— втулка балансирного вала; 2 — распределительный вал; 3 — втулка противовеса.
Рис.
13. Установочные метки «О»: а—на распределительных шестернях;
б— на шестернях балансирного ме-ханизма
Рис.
14. Диаграмма фаз газораспределения: 1—впускной клапан; 2—выпускной клапан
Рис.
15. Балансирный механизм в сборе: 1 — шестерня балансирного вала; 2 — балан-сирный
вал; 3 — противовес; 4 — сегментная шпонка; 5 — шайба балансирного вала;
6 — стопорная шайба; 7 — стопорный болт
Осевое перемещение
балансирного механизма ограничивается распорной пружиной. При установке
балансирного механизма необходимо совместить метки «О» (см.
рис. 13,6).
Толкатели
— плунжерного типа, стальные, с торцами, наплавленными из сплава высокой
твердости. Толкатели 5 (рис. 16) выпускных клапанов первого и третьего цилиндров
(первая пара со стороны вентилятора) имеют четыре отверстия на цилиндрической
поверхности: одно — вверху для выема толкателя, второе — в проточке 7 для
подвода масла через штанги в головку цилиндров к коромыслам и два — внизу
для слива масла, стекающего по кожухам штанг толкателей из головки.
Вставка 9
этих толкате-лей имеет центральное и боковые отверстия.
Все остальные
толкатели не имеют вставок и проточек по наружному диаметру.
Штанги толкателей
— дюралюминиевые трубки с напрессованными стальными наконечниками. В наконечниках
просверлены отверстия для прохода смазки. Штанги толкателей выпускных клапанов
первого и третьего цилиндров короче и имеют длину 210,1...211,4 мм. Длина
остальных шести штанг 225,1...226,4 мм.
Рис.
16. Схема слива и подвода масла через толкатели:
а—слив
масла через толкатели; б—подвод масла через толкатели выпускных клапанов
первого и третьего цилиндров:
1
- пружина 2 — шайба; 3 — уплотнитель кожуха штанги; 4 — штанга; 5 - толкатель;
6 — толкатель выпускного клапана первого и третьего цилиндров; 7 — проточка
в толкателе выпускного клапана; 8 - канал в картере; 9 — вставка толкателя
выпускного клапана; 10 — штанга толкателя выпускного клапана первого и третьего
цилиндров
Рис
17. Валик коромысел клапанов в сборе: 1-валик коромысел; 2-левое коромысло;
З-втулка; 4-регулировочный винт; 5-контр-гайка; б—шплинт; 7—шайба; 8— правое
коромысло; 9—распорная втулка
Рис.
18. Клапаны: а—выпускной; б—впускной; 1 — наконечник выпускного клапана;
2 — тарелка пружин клапана; 3 — сухарь клапана; 4 — внутренняя пружина кла-пана;
5 — наружная пружина клапана; 6 — клапан
Коромысла
клапанов (рис. 17—стальные, литые, с регулировочным винтом 4 и контргайкой
5. Различают правое 8 и левое 2 коромысла.)
Валик коромысел
клапанов— стальной, полый, с проточками в них для подвода и слива масла.
Клапаны (см.
рис. II) —подвесные, расположены в головке цилиндров. Диаметр впускного
клапана — 34, а выпускного — 32 мм. Рабочая фаска выпускных клапанов имеет
наплавку. Угол наклона рабочей фаски клапанов — 45". На стержни выпускных
клапанов сверху надеты наконечники 1 (рис. 18) высокой твердости, так как
выпускные клапаны изготовлены из некалящейся жаропрочной стали. Каждый
клапан имеет по две пружины: внутреннюю 4 и наружную 5.
Зазоры в механизме
привода клапанов следует проверять и регулировать на холодном двигателе.
При регулировке
не следует уменьшать зазоры против нормы, так как это вызовет неплотную
посадку клапанов, падение мощности двигателя и прогар клапанов.
Кожуха 11
штанг и маслосливная трубка 6 (см. рис. 11) представляют собой стальные
трубки, запрессованные в головку цилиндров. Уплотнение кожухов штанг на
картере двигателя осуществляется резиновыми уплотнителями 3 (см. рис.
16), которые поджимаются пружинами 1. Маслосливная трубка уплот-няется резиновой
прокладкой.
Крышка распределительных
шестерен изготовлена из магниевого сплава, фиксируется на картере коленчатого
вала двумя контрольными штифтами и закреплена болтами по контуру. С правой
стороны крышки прикреплен топливный насос, слева— маслозаливная горловина.
В верхней части крышки имеются приливы для крепления направляющего аппарата
вентилятора.
В центре крышки,
над гнездом шарикового подшипника, имеется карман, в который запрессована
трубка отсоса картерных газов. С внутренней стороны карман закрыт маслоотражателем.
При установке маслоотражателя выштамповка для слива масла должна быть направлена
вниз.
|