Система
охлаждения и терморегулирования
Система охлаждения
состоит из осевого нагнетающего вентилятора (рис. 24), выполненного в одном
узле с генератором, и дефлекторов, обеспечивающих необходимое распределение
охлаждающего воздушного потока. Направляющий аппарат 1 вентилятора отлит
как одно целое с лопатками, в нем размещен генератор с выступающими концами
вала. На одном конце вала генератора закреплено рабочее колесо 10 вентилятора,
на другом — шкив привода вентилятора. Шкив состоит из двух половин — передней
4 и задней 3, одиннадцати регулировочных шайб 5 и нажимного колпачка 9.
Привод вентилятора
с генератором осуществляется клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала.
Шкив привода вентилятора составляет одно целое с крышкой центробежного
маслоочистителя. Нормальное натяжение ремня определяется прогибом 15...22
мм от усилия 4 кгс, приложенного к середине между шкивами. Длина нового
ремня вентилятора по расчетной длине равна 1018 мм, сечение 8,5х8 мм.
Рис.
24. Вентилятор с генератором в сборе:
1
— направляющий аппарат; 2 — генератор; 3 — задняя половина шкива; 4 — передняя
половина шкива; 5 — регулировочные шайбы; б — пружинная шайба; 7 — гайка;
8 — шпонка; 9 — нажимной колпачок; 10 — колесо вентилятора; 11 — винт; 12
— скоба; 13 — провода от генератора к реле-регулятору: 14 — болт крепле-ния
генератора
Рис.
25. Регулятор температуры двига-теля:
1
— термосиловой элемент; 2 — скоба; 3 — регулировочный винт; 4 — пружина
термосилового элемента; 5 — вилка рычага; 6 — заслонка термосилового элемента;
7 — крышка отводящего воздуха;
I
— положение заслонки на холодком двигателе; II — положение заслонки на
горячем двигателе;
А
— путь горячего воздуха; Б — путь холодного воздуха; В — запас хода заслонки
до упора (5...25 мм); Г — место обжатия хвостовика термосилового элемента
(5...7 мм)
Система терморегулирования
(рис. 25) состоит из двух воздухоотводящих кожухов (по одному на каждую
пару цилиндров) и двух заслонок 6, приводимых в действие от термосилового
элемента.
Во время пуска
двигателя заслонки закрывают выход охлаждающего воздуха в окружающую среду
и перепускают его в отсек двигателя (стрелка Б, положение I заслонки), внутри
которого он и циркулирует. По мере прогрева двигателя воздух нагревается
и воздействует на термосиловые элементы, которые через систему рычагов
постепенно открывают заслонки и перепускают часть воздуха наружу (стрелка
А, положение II заслонки).
Забор воздуха
для охлаждения двигателя происходит через продольные щели в капоте моторного
отсека и приемную камеру воздуховода с заслонкой, которая имеет два фиксируемых
положения—вертикальное и горизонтальное. В вертикальном положении забор
воздуха производится снаружи, в горизонтальном положении из моторного отсека.
Воздух к вентилятору
поступает через наставку воздуховода, закрытую крышкой. Ввиду того что наставка
воздуховода и крышка затрудняют доступ к шкиву вентилятора для регулировки
натяжения ремня и к центробежному маслоочистителю для его очистки, крышку
и наставку при обслуживании необходимо снимать. Наставка и крышка крепятся
к кузову болтами.
Для поддержания
оптимальной температуры двигателя заслонку необходимо установить горизонтально
при температуре окружающей среды от плюс 10°С и ниже и вертикально
при температуре от плюс 10°С и выше. При этом температура масла, которую
контролируют по указателю на щитке, не должна быть ниже 65°С.
При подтеках
масла цилиндры, головки и радиатор покрываются слоем пыли, которая, пригорая,
образует теплоизоляционную корку. Это вызывает перегрев двигателя, потерю
мощности и усиленный износ деталей.
|