Разборка
и сборка двигателя
Для разборки
и сборки двигателя необходимо иметь поворотное приспособление для двигателя,
ручную таль или электротельфер грузоподъемностью 100...150 кгс, динамометрический
ключ с набором головок 13, 17, 24, 32, 36 мм, комбинированные плоскогубцы,
отвертку, торцовые ключи 10, 12, 13, 17 мм. Перед разборкой тщатель-но очищают
двигатель от грязи и масла насухо протирают.
Разборку рекомендуется
выполнять в следующей последовательности:
снять воздушный
фильтр, предварительно отпустив хомут крепления. воздухоподводящего патрубка
к карбюратору, отсоединить провода от катушки зажигания; отвернуть
четыре гайки крепления поперечины передней опоры, снять поперечину двигателя,
стартер и от-соединить коробку передач от двигателя; ослабить затяжку
гаек стяжных хомутов на трубах системы выпуска; установить
двигатель на поворотное приспособление (рис. 36); снять крышки отводящих
кожухов с термосиловым элементом в сборе, выпускные трубы с глушителем
выпуска, отводящие кожуха; отвернуть болты крепления брызговика к поддону,
снять брызговик; отсоединить топливопровод от топливного насоса к карбюратору
и трубку вакуумного регулятора от распределителя зажигания к карбюратору;
отвернуть
гайки крепления кронштейнов проводов высокого напряжения и снять провода;
снять карбюратор и проставку карбюратора; отвернуть гайку крепления прерывателя-распределителя
зажигания, ослабить стяжной болт хомута распределителя и, слегка повертывая,
вывести его из гнезда корпуса привода распределителя и снять (только при
необходимости замены) резиновое уплотнительное кольцо с хвостовика прерывателя-распределителя;снять
верхний кожух, впускной трубопровод, вентилятор с генератором в сборе,
корпус привода распределителя зажигания, масляный радиатор, проставки,
козырек масляного радиатора в сборе и резиновые уплотнительные кольца;снять
головки цилиндров (см. подразд. «Снятие и установка головок цилиндров»)
и вынуть толкатели из расточек картера с помощью проволоки диаметром 2 мм,
загнутой на конце. Загнутый конец проволоки при этом вставляют в верхнее
отверстие толкателя. Пометить толкатели рисками на нерабочем торце с тем,
чтобы при сборке поставить их на прежние места. При монтаже обратить внимание
на наличие цилиндрической проточки по наружному диаметру для подвода масла
у толкателей выпускных клапанов первого и третьего цилиндров (см. рис.
16);
Рис.
36. Приспособления для крепления двигателя
Рис.
37. Приспособление для фиксации цилиндров на картере коленчатого вала
зафиксировать
цилиндры 4 (рис. 37) от произвольного подъема поршнем при проворачивании
коленчатого вала, установив приспособление 3 на одну из средних шпилек /
крепления головок цилиндров и закрепить его гайкой 2,
снять крышку
распределительных шестерен (см. подразд. «Снятие и установка крышки
распределительных шестерен»), перевернуть двигатель на 180° и
осторожно, стараясь не повредить прокладку, снять поддон картера. При переворачивании
двигателя следует вынуть промежуточный валик привода масляного насоса;
вывернуть
датчик температуры масла из поддона картера, снять масляный насос и втулку
промежуточного валика привода масляного насоса, после чего снять маслоприемник
и уплотнительное резиновое кольцо;
Рис.
38. Приспособление для стопорения маховика от проворачивания: 1 — стопор;
2 — маховик
Рис.
39. Запрессовка средней опоры в сборе с коленчатым валом: 1 — оправка; 2
— коленчатый вал; 3 — сред-няя опора; А — метки на картере и средней
опоре
Рис.
40. Оправка для установки манжет коленчатого вала: а— у корпуса центробежного
маслоочистителя; б— со стороны маховика; 1 — винт, 2 — гайка
снять цилиндры
и поршни с шатунами (см. подразд. «Снятие и установка цилиндров и
поршней в сборе с шатунами»); зафиксировать
маховик от проворачивания (рис. 38) и снять сцепление в сборе (перед снятием
проверить четкость меток на кожухе сцепления и маховике); отвернуть
болт маховика, снять шайбу маховика, ввести оправку между картером двигателя
и маховиком и, отжимая маховик оправкой, снять его с коленчатого вала; снять распределительный
и балансирный валы (см. подразд. «Снятие и установка распределительного
вала и балансирного механизма») и упорную шайбу коленчатого вала;
отвернуть
гайки крепления передней опоры и болты крепления средней опоры; установить
картер двигателя в сборе с коленчатым валом на стол пресса и, уперев шток
пресса через проставку из мягкого металла в торец коленчатого вала (но
не в штифты) со стороны маховика, выпрессовать коленчатый вал с опорами
из картера, после чего снять переднюю опору с коленчатого вала; отвернуть
болты, соединяющие половинки средней опоры, и снять среднюю опору с вкладышами
с коленчатого вала (см. рис. 7) , ввести отвертку под манжету коленчатого
вала и, поджимая, выпрессовать сальник. Снять маслоотражательные шайбы (если
манжета пригодна к дальнейшей эксплуатации и не подлежит замене, ее снимать
не следует); выпрессовать
задний подшипник коленчатого вала, для чего вывернуть болт и снять стопор;
вывернуть
датчик давления масла и трубку маслоизмерителя.
После полной
разборки двигателя необходимо тщательно промыть все детали, осмотреть их
и замерить детали основных сопряжений.
Выполнив необходимый
ремонт и подготовив необходимые запасные части, приступают к сборке двигателя,
начиная с установки коленчатого вала. Установку коленчатого вала и сборку
двигателя выполняют в обратной последовательности.
Рис.
41. Проверка осевого перемещения коленчатого вала
Сборка двигателя
имеет ряд особенностей, с учетом которых рекомендуется следующий порядок
работы:
тщательно
протереть в картере двигателя расточки под опоры коленчатого вала. Установить
половинки средней опоры на коленчатый вал так, чтобы, если смотреть на
коленчатый вал со стороны носка с лыской, отверстие для подвода смазки к
средней коренной шейке было с левой стороны, при этом два резьбовых отверстия
под болты крепления средней опоры должны быть внизу (см. рис. 7); наметить
рисками на внутренней перегородке картера и на торце средней опоры оси отверстий
крепления средней опоры (рис. 39). В случае если сальник коленчатого вала
не был снят с картера направить маслоотражательную шайбу малого диаметра
так, чтобы при постановке коленчатого вала она стала на посадочную шейку
под маховик. Проверить наличие пружины сальника коленчатого вала;
Рис.
42. Приспособление для проверки биения торца маховика и для регулировки
положения пяты рычагов сцепления:
1
— контрольная стойка пяты сцепления; 2 — перемычка с индикаторами; 3 — контрольная
стойка торца маховика; 4 -- зажимная гайка; 5 — установочная плита
установить
картер двигателя на стол пресса торцом со стороны маховика. Ввести в картер
коленчатый вал в сборе со средней опорой и совместить риски на картере и
средней опоре. Установить технологическую оправку 1 (см. рис. 39) на торец
коленчатого вала (со стороны лыски на шейке) и запрессовать опору в гнездо
картера. Установить на шпильки картера двигателя переднюю опору коленчатого
вала, запрессовать ее на место и закрепить гайками;
Рис.
43. Привод распределителя зажигания: 1 — привод распределителя зажигания;
2 — прокладка; 3 — валик привода распределителя; 4 — ведущая шестерня
привода распределителя; 5 — шайба; 8 — промежуточный валик привода масляного
насоса; 7 — промежуточная втулка масляного насоса; 8—стопорное кольцо; 9
— масляный насос; 10 — ведущий валик масляного насоса; 11 — масляный радиатор;
х — х — ось коленчатого вала
вставить болты
крепления средней опоры и затянуть их; момент затяжки 1,6...2 кгс- м. Проверить
легкость проворачивания коленчатого вала в коренных подшипниках. Коленчатый
вал должен проворачиваться от легкого усилия руки. Установить распределительный
и балансирный валы (см. подразд. «Снятие и установка распределительного
вала и балансирного механизма);
установить
маслоотражательные шайбы и запрессовать манжету коленчатого вала (если она
была предварительно снята), пользуясь приспособлением (рис. 40);
установить
бумажную прокладку толщиной 0,1 мм и маховик на штифты коленчатого вала.
Зафиксировать маховик от проворачивания (см. рис. 38), поставить стопорную
шайбу болта маховика, завернуть болт маховика и затянуть его: момент затяжки
28... 32 кгс- м. Перед постановкой болта маховика на двигатель заполнить
полость подшипника со стороны резьбовой части болта тугоплавкой смазкой
№ 158 (ТУ 38.101.320—77) не более 2...3 г. При установке маховика необходимо
учитывать, что штифты на коленчатом валу расположены несимметрично;
установить
на передний конец коленчатого вала (см. рис. 10) упорную шайбу 8, сегментные
шпонки 15, шестерню 9 распределительного вала, шестерню 10 привода балансирного
механизма, корпус II центробежного маслоочистителя и маслоотражатель 12.
Ввернуть болт 14 маслоочистителя и затянуть его; момент затяжки
10...12,5 кгс- м:
проверить
осевое перемещение коленчатого вала, для чего вставлять щуп между опорным
буртом подшипника передней опоры и буртом щеки коленчатого вала при отжатом
коленчатом валу (рис. 41).
Осевое перемещение
коленчатого вала должно быть в пределах 0,06...0,27 мм. Этим контролируется
правильная посадка опор. При нормальной установке коленчатого вала малое
осевое перемещение может быть в результате завышенной длины коренного
подшипника передней опоры. Увеличенное перемещение бывает обычно вследствие
износа опорного бурта коренного подшипника передней опоры или опорного торца
передней опоры;
проверить
торцевое биение маховика (рис. 42) на двигателе, для чего установить перемычку
2 с индикаторами на установочную плиту 5 с контрольной стойкой 3~, задать
натяг 0,5...1,0 мм и установить стрелку индикатора на нуль. Установить приспособление
для проверки биения на шпильки картера и закрепить его. Биение торца — не
более 0,4 мм на максимальном диаметре;
убедившись
в правильности установки коленчатого вала, снять корпус центробежного
маслоочистителя.
Дальнейшую
сборку выполняют в последовательности, обратной разборке. При этом:
при постановке
трубки маслоприемника следить за аккуратной укладкой уплотнительного кольца;
установить
масляный поддон на картер двигателя; привалочная площадка картера двигателя
должна выступать в сторону маховика не менее 0,10 мм над площадкой поддона
картера;
установить
корпус привода распределителя, при этом поставить коленчатый вал в положение,
соответствующее ВМТ хода сжатия в первом цилиндре. В случае когда головки
цилиндра не установлены и ВМТ хода сжатия первого цилиндра установить затруднительно,
необходимо совместить метки «О» шестерен газораспределителя
(см. рис. 13, а) и после этого провернуть коленчатый вал на один оборот
так, чтобы метка «О» на шестерне распределительного вала находилась
в верхнем положении;
установить
упорную шайбу 5 (рис. 43) в расточку картера двигателя на промежуточный
валик 6 привода масляного насоса; повернуть поводок привода распределителя
так, чтобы паз на его торце, служащий для сопряжения с приводом хвостовика
распределителя, был установлен параллельно оси коленчатого вала, а меньший
сектор находился с противоположной стороны от масляного радиатора;
Рис.
44. Проверка бокового зазора в зацеплении шестерни привода распределителя
при помощи приспособления с индикатором
ввести в зацепление
шестерню привода вал 3 с ведущей шестерней 4 распределительного
вала, при этом паз поводка повернется в связи с тем, что шестерни винтовые
и паз должен занять положение под углом 19±11° к оси х—х коленчатого
вала, а меньший сектор находится со стороны шпильки крепления корпуса привода
распределителя к картеру. Боковой зазор в зацеплении должен быть при монтаже
0,05...0,45 мм, что соответствует угловому люфту валика 12'...1°50'.
Боковой зазор можно проверить приспособлением (рис. 44). В зависимости
от радиуса R люфтомера зазор должен быть в пределах (0,003974...0,03585)^;
установить
масляный радиатор, обращая особое внимание на правильность установки резиновых
уплотнительных колец (см. рис. 22) на трубки масляного радиатора во избежание
перекоса и перекрытия отверстий в штуцерах, а также на равномерность затяжки
гаек и обеспечение надежного уплотнения;
установить
сцепление (см. подразд. «Разборка и сборка сцепления»).
После окончательной
сборки двигателя необходимо проверить его комплектность и еще раз легкость
вращения коленчатого вала.
|