Особенности
снятия и установки некоторых узлов и деталей двигателя
Снятие и установка
головок цилиндров. Для снятия и установки головки цилиндров без снятия двигателя
с автомобиля необходимо иметь динамометрический ключ с головкой 17 мм (наружный
диаметр головки должен быть не более 23 мм), ключ «звездочка»
с головкой 12 мм, наружным диаметром головки 19 мм, ключи рожковые размерами
10, 12, 13 мм, отвертку. Порядок снятия рекомендуется следующий:
Рис.
45. Установка пружин с шайбами при помощи оправки и технологических скоб
снять воздушный
фильтр, крышки отводящих кожухов с термосиловыми элементами, выпускные
трубы, карбюратор с проставкой, верхний кожух, впускной трубопровод, направляющий
аппарат с генератором в сборе и корпус привода распределителя зажигания;
снять дефлектирующие
щитки с головок цилиндров, крышки головок цилиндров, стараясь не повредить
прокладки, валики коромысел вместе с коромыслами и наконечниками с выпускных
клапанов;
отвернуть
гайки крепления головок цилиндров торцовым ключом с наружным диаметром головки
не более 23 мм. При большем диаметре головки и некотором эксцентриситете
наружного диаметра возможна поломка направляющих втулок клапанов. При этом
пред-варительно необходимо ослабить все гайки на полоборота, а затем полностью
отвернуть гайки и снять шайбы. Шайбы с кольцевыми канавками ставят под гайки,
заглушенные с торца и установленные под крышками головок цилиндров;
легкими ударами
молотка через деревянную проставку у места крепления выпускных труб и у
места крепления впускного трубопровода необходимо стронуть головки и затем
снять их. Вынимать штанги толкателей перед снятием головок не рекомендуется,
чтобы не распались пружины и шайбы кожухов штанг;
после снятия
головки цилиндров следует снять уплотнители, пружины шайбы, штанги
толкателей, а также два передних и два
задних боковых кожуха системы охлаждения. При снятии штанг толкателей их
следует пометить, чтобы при сборке установить на место, не нарушая приработку
штанг с толкателями и болта-ми коромысел.
Установку
головок цилиндров выполняют в обратной последовательности, при этом необходимо:
проследить
за концентричным совмещением кожухов штанг с отверстиями под толкатели
и под сливные трубки в картере для обеспечения надежного уплотнения. При
необходимости отрихтовать кожуха;
Рис.
46. Порядок затяжки гаек головок цилиндров: а—предварительный момент затяжки
1,6...2 кгс- м; б—окончательный момент затяжки 4...5 кгс- м
установить
пружины 4 и шайбы 3 на кожуха штанг (рис. 45), оправкой 2 сжать пружины
с шайбами и завести технологические скобы /, а в бонки картера (см. рис.
16) установить уплотнители 3 кожухов штанг;
установить
на сливные трубки головок цилиндров уплотняющие резиновые втулки, поставить
головки цилиндров на место и завернуть гайки крепления головок цилиндров,
после чего снять скобы отверткой и затянуть гайки крепления головок цилиндров
в два приема: сначала обеспечить момент затяжки 1,6...2 кгс- м и окончательно
4...5 кгс' м в последовательности, указанной на рис. 46;
установить
валики коромысел с коромыслами и отрегулировать зазоры в механизме привода
клапанов.
В случае отсутствия
технологических скоб головки цилиндров можно установить следующим образом:
на штанги
толкателя набрать набор, состоящий из шайбы 2 и пружины / (см. рис. 16)
, а уплотнитель 3 установить в бонку картера;
установить
штанги в гнезда толкателей, на сливную трубу головок надеть уплотняющую
втулку;
устанавливая
головку на шпильки, надеть кожухи штанг на штанги. Прижимая головки, совместить
кожухи штанг, с уплотнителями и постепенно затянуть гайки крепления головок
цилиндров как указано выше.
Регулировку
зазоров рекомендуется выполнять в следующем порядке:
проверить
затяжку гаек валиков коромысел; установить поршень первого цилиндра в ВМТ
конца такта сжатия. Для этого повернуть коленчатый вал в положение, при
котором риска ВМТ на крышке центробежного маслоочистителя совпадает с выступом
ребра на крышке распределительных шестерен (см. рис. 21), а оба клапана
первого цилиндра полностью закрыты (коромысла этих клапанов могут свободно
покачиваться) Порядок нумерации цилиндров двигателя показан на рис. 47;
Рис.
47. Расположение цилиндров
Рис.
48. Регулировка зазора между коромыслом и клапаном
отвернуть
контргайку регулировочного винта на коромысле и, вращая отверткой регулировочный
винт, предварительно вставив между носком коромысла и стержнем клапана соответствующий
щуп, установить необходимый зазор (рис. 48). Зазор должен быть: для впускных
клапанов 0,08...0,1 мм, для выпускных 0,1...0,12 мм. Следует помнить, что
крайние клапаны выпускные, средние впускные. Во время вращения регулировочного
винта рекомендуется несколько передвигать щуп. Щуп должен протягиваться
с небольшим усилием:
удерживая
отверткой винт, затянуть контргайку и снова проверить зазор, затем, поворачивая
коленчатый вал каждый раз на полоборота, отрегулировать зазоры клапанов,
третьего, четвертого и второго цилиндров (по порядку работы цилиндров).
При регулировке
ни в коем случае не следует уменьшать зазоры ниже нормы. Уменьшение зазора
вызывает неплотную посадку клапанов, падение мощности двигателя и прогар
клапанов. После регулировки необходимо смазать маслом валики коромысла
и торцы клапанов и установить крышки головок цилиндров.
Снятие и установка
головок цилиндров на двигателе, снятом с автомобиля, осуществляется в такой
же последовательности, как описано выше, за исключением того, что головки
обычно снимают после снятия направляющего аппарата с генератором в сборе.
Снятие и установка
крышки распределительных шестерен. Для снятия крышки распределительных шестерен
с двигателя, снятого с автомобиля, необходимо иметь торцовые ключи 10, 12,
13 мм, динамометрический ключ с набором головок 24, 32 мм, отвертку, стопор
маховика. Снятие рекомендуется выполнять в следующей последовательности:
застопорить
маховик от проворачивания (см. рис. 38), затем снять крышку центробежного
маслоочистителя. В таком объеме производят разборку при чистке маслоочистителя;
отогнуть с
грани болта центробежного маслоочистителя отгибную шайбу 13 (см. рис. 10)
и вывернуть болт 14, снять шайбу и маслоотражатель 12. Легкими ударами по
корпусу 11 маслоочистителя снять его с коленчатого вала;
снять топливный
насос, проставку, направляющую штанги привода насоса вместе со штангой
и прокладками;
отвернуть
болты крепления крышки распределительных шестерен к картеру и легким постукиванием
молотка через деревянную проставку по приливам крепления вентилятора, стараясь
не повредить прокладку, снять крышку распределительных шестерен, прокладку
крышки распределительных шестерен и маслозаливную горловину;
выпрессовать
из отверстия крышки распределительных шестерен шариковый подшипник (при
необходимости замены);
выпрессовать
передний сальник коленчатого вала (при необходимости замены) и снять маслоотражатель.
Установку
и крепление крышки распределительных шестерен и остальные сборочные операции
выполняют в обратной последовательности. При этом необходимо: проверить
совпадение меток О на шестернях привода балансирного и распределительного
валов; надеть на направляющие штифты уплотнительную прокладку; установить
крышку на картер и затянуть болты.
Если был снят
сальник коленчатого вала, то его устанавливают при помощи оправки (см. рис.
40), чтобы избежать перекоса.
Устанавливают
корпус центробежного маслоочистителя, маслоотражатель и затягивают болт
(момент затяжки 10...12,5 кгс- м), затем отгибают стопорную шайбу на грань
болта. При установке крышки центробежного маслоочистителя следует учитывать,
что болты крепления крышки расположены несимметрично,
Для снятия
крышки распределительных шестерен с двигателя, установленного на автомобиле,
необходимо снять вентилятор с генератором в сборе, не снимая кожуха вентилятора,
для чего:
отсоединить
провода, идущие к генератору, и снять возвратную пружину дроссельной заслонки
с кронштейна кожуха вентилятора;
вывернуть
два передних болта крепления кожуха вентилятора, снять ремень вентилятора:
отвернуть
гайки крепления вентилятора к крышке распределительных шестерен, вставить
отвертку между крышкой распределительных шестерен и вентилятором, затем
поднять вентилятор вместе с генератором и снять его;
заложить оправку
между приливами на корпусе центробежного маслоочистителя и выступом гнезда
под подшипник на крышке распределительных шестерен, зафиксировав тем самым
коленчатый вал от проворачивания. Отвернуть болты и снять крышку маслоочистителя.
Затем выполнить операции, указанные в предыдущем разделе.
Снятие и установка
распределительного вала и балансирного механизма. При полной разборке двигателя
распределительный вал и балансирный механизм снимают после снятия шатуннопоршневой
группы и маховика. Дальнейшая последовательность операции следующая:
снять крышку
балансирного вала, отогнуть ус стопорной шайбы с грани болта и отвернуть
болт противовеса уравновешивающей системы;
снять шайбу
противовеса выколоткой из мягкого металла, вытолкнуть балансирный вал в
сторону крышки распределительных шестерен. Снять противовес, пружину, балансирный
вал в сборе с шестерней и упорную шайбу балансирного вала;
снять шестерню
привода балансирного вала с носка коленчатого вала, отвернуть эксцентриковый
кулачокгайку топливного насоса, снять шайбу, ввести две оправки между
шестерней распределительного вала и картером и, покачивая их, снять шестерню
с распределительного вала;
слегка покачивая,
вынуть распределительный вал в сторону маховика, следя за тем, чтобы кромками
кулачков не повредить рабочую поверхность подшипников распределительного
вала;
снять упорный
фланец распределительного вала и ведущую шестерню привода распределительного
вала с коленчатого вала.
Сборку распределительного
и балансирного валов выполняют . в обратной последовательности, учитывая
следующие особенности:
перед установкой
распределительного вала в картер смазывают шейки вала и втулки маслом для
двигателя;
напрессовав
шестерню распределительного вала на шейку распределительного вала (рис.
49) и закрепив ее гайкой, проверяют осевое перемещение распределительного
вала, которое должно быть 0,1...0,33 мм;
шестерни газораспределения
и балансирного механизма устанавливают, совмещая метки на их торцах (см.
рис. 13). Минимальный боковой зазор должен обеспечивать свободное прокручивание
пары. Максимальный боковой зазор в парах шестерен газораспределения, замеряемый
щупом в трех точках, равномерно расположенных по окружности, должен быть
не более 0,12 мм в новых и не более 0,50 мм в работавших парах шестерен;
перепад зазора не более 0,07 мм. В шестернях привода балансирного механизма
в новых парах зазор должен быть 0,25...0,45 мм и не более 0,7 мм в работавших,
перепад зазора не более 0,1 мм;проверяют осевое перемещение
балансирного вала в распределительном валу, который должен быть не менее
0,45 мм.
Рис.
49. Оправка для напрессовки шестерни распределительного вала: 1 — распределительный
вал; 2 — фланец распределительного вала; 3 — шестерня распредели-тельного
вала; 4 — оправка
Снятие и установку
распределительного вала и балансирного механизма можно выполнить без разборки
двигателя — не снимая головок цилиндров и не вынимая шатунно-поршневой группы.
В этом случае необходимо:
снять крышку
распределительных шестерен (см. подразд. «Снятие и установка крышки
распределительных шестерен с двигателя, снятого с автомобиля»), маховик,
крышки головок цилиндров и валики коромысел вместе с коромыслами (см.
подразд. «Снятие и установка головок цилиндров»);
поставить
двигатель поддоном вверх, чтобы при снятии распределительного вала толкатели
не провалились в картер двигателя;
снять распределительный
вал и уравновешивающий механизм, как указано в предыдущем разделе.
Установку
распределительного вала и уравновешивающего механизма выполняют в обратной
последовательности.
Снятие и установка
цилиндров и поршней в сборе с шатунами. Для снятия и установки цилиндров
и поршней при полной разборке двигателя требуются: динамометрический ключ
с головками 14 и 15 мм, рожковый ключ 17 мм, комбинированные плоскогубцы,
молоток, .обжимная оправка (рис. 50), два приспособления (см. рис. 37),
масленка.
Операции по
снятию цилиндров и поршней с шатунами необходимо выполнять в следующей последовательности:
снять головки
цилиндров и поддон картера;
отвернуть
торцовым ключом стопорные и основные гайки всех шатунных болтов и снять
крышки. Перед снятием крышек шатунов следует проверить наличие установочных
меток. Установочные метки (номера цилиндров) нанесены электрографом на
шатунах и крышках шатунов. Если метки плохо видны, следует повторно пронумеровать
шатуны и их крышки. Переставлять крышки с одного шатуна на другой или переворачивать
их нельзя;
повернуть
двигатель на 180° (цилиндрами вверх), отвернуть
гайку и снять приспособление, фиксирующее цилиндры. Слабыми ударами
молотка через деревянную проставку по верхней части цилиндра раскачать его
и снять вместе с поршнем и шатуном. В этом положении следует сделать маркировку
цилиндра и поршня;
снять остальные
цилиндры с поршнями, соответственно пометив их порядковыми номерами, установить
на место крышки шатунов и гайки, вынуть поршни с шатунами из цилиндров.
Рис.
50. Оправка для установки поршня с кольцами в цилиндр: 1—оправка; 2—поршень
в сборе с кольцами и шатуном; 3—цилиндр; 4— шатун
Установку
цилиндров и поршней рекомендуется выполнять в следующем порядке:
установить
цилиндры и поршни с шатунами на те же места в обратной последовательности.
Перед постановкой вкладышей нижней головки шатуна или при замене вкладышей
на новые тщательно промыть оба вкладыша, проверить, нет ли по контуру острых
кромок, при необходимости притупить;
установить
вкладыши в расточку нижней головки шатуна и крышку шатуна так, чтобы фиксирующие
выступы вкладышей вошли в соответствующие пазы. Проверить сопряжение стыков;
установить
поршневые кольца на поршень (см. «Проверка состояния и замена поршневых
колец»), смазать зеркало цилиндров маслом и еще раз проверить правильность
расстановки поршневых колец (см. рис. 8);
пользуясь
оправкой (см. рис. 50), ввести комплект шатун — поршень с кольцами в цилиндр,
предварительно сориентировав их так, чтобы после установки на двигатель
стрелка на днище поршня, номер на стержне шатуна и выштамповка на крышке
были обращены к передней части двигателя в сторону привода механизма газораспределения.
При этом цилиндры необходимо сориентировать так, чтобы ребра первого и
третьего цилиндров плоской стороны были обращены в сторону крышки распределительных
шестерен, а второго и четвертого цилиндров — в сторону маховика;
установить
на каждый цилиндр бумажную прокладку толщиной 0,3 мм ± 0,03 мм (наружный
диаметр прокладки 95 мм ± 0,25 мм, внутренний 86 мм ± 0,3
мм);
снять крышки
шатунов с вкладышами, установить один из цилиндров с поршнем и шатуном
на картер коленчатого вала и зафиксировать цилиндр приспособлением;
прокрутить
коленчатый вал так, чтобы шатунная шейка остановилась в положении НМТ,
смазать маслом для двигателя шатунные вкладыши и шейку вала, подтянуть
шатун к шейке коленчатого вала и собрать подшипник, обратив внимание на
совпадение меток шатуна и крышки;
Рис.
51. Приспособление для обжима поршневых колец: 1 — цилиндр; 2 — приспособление;
3 — поршень с кольцами
завернуть
гайки шатунных болтов равномерно, но не окончательно (момент затяжки 1,8...2,5
кгс- м); установить остальные цилиндры с поршнями и шатунами и окончательно
затянуть гайки шатунных болтов (момент затяжки 5,0...5,6 кгс-м). Затяжку
выполняют поочередно, плавно, с постоянным увеличением усилия;
проверить,
легко ли вращается коленчатый вал, навернуть стопорные гайки шатунных болтов
и затянуть их поворотом на 1,5...2 грани после соприкосновения торцов основной
и стопорных гаек.
Если при эксплуатации
возникает необходимость в замене цилиндра, поршневых колец, поршней, шатунов
или вкладышей шатуна, это можно выполнить, не снимая двигателя с автомобиля.
Порядок
операций при этом следующий:
снять с двигателя
головки цилиндров, выполнив операции, описанные в разделе «Снятие
и установка головок цилиндров»;
повернуть
коленчатый вал в такое положение, при котором в снимаемом цилиндре поршень
находился бы в ВМТ, и легкими ударами молотка через деревянную проставку
по верхней части цилиндра раскачать и снять его. Во избежание поломки юбки
поршня при повертывании коленчатого вала при снятых цилиндрах поршень необходимо
поддерживать и направлять в отверстие под цилиндр;
снять поршневые
кольца с поршней и пометить их с тем, чтобы при сборке установить на прежние
места;
снять поршень
(см. подразд. «Проверка состояния и замена поршней и поршневых колец»)
и проверить состояние цилиндров, поршней, поршневых колец и пальцев.
Сборку необходимо
выполнять в обратной последовательности: установить поршень и поршневые
кольца на поршень, тщательно очистить цилиндры, смазать их маслом, поставить
бумажные прокладки на цилиндры, обжать поршневые
кольца на поршне приспособлением (рис. 51), надеть цилиндры на поршни и
установить их на место; установить головки цилиндров.
При необходимости
замены шатуна следует: снять головки цилиндров, отвернуть пробку сливного
отверстия, слить масло из картера, снять брызговик, поддон картера, масляный
насос и вынуть промежуточный валик поивода масляного насоса; провернуть
коленчатый вал, установив один из поршней в положение НМТ. Отвернуть стопорную
и основную гайки болтов шатуна; снять крышку шатуна, шатун с поршнем и
цилиндром.
Устанавливают
шатуны в обратной последовательности. Для замены вкладыша шатуна (без демонтажа
шатуна) после снятия крышки шатуна нужно вытолкнуть половинку вкладыша
из шатуна пластиной, изготовленной из мягкого металла, и установить новый
вкладыш.
|