Автомобиль ЗАЗ-968М «Запорожец». Фучаджи К. С., Стрюк Н. Н.

НОВОСТИ

НАШ КЛУБ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

ИНСТРУКЦИИ

СТАТЬИ

ФОТОГАЛЕРЕИ

РАЗНОЕ

ФОРУМЫ

ССЫЛКИ

 

Особенности снятия и установки некоторых узлов и деталей двигателя

Снятие и установка головок цилиндров. Для снятия и установки головки цилиндров без снятия двигателя с автомобиля необходимо иметь динамометрический ключ с головкой 17 мм (наружный диаметр головки должен быть не более 23 мм), ключ «звездочка» с головкой 12 мм, наружным диаметром головки 19 мм, ключи рожковые размерами 10, 12, 13 мм, отвертку. Порядок снятия рекомендуется следующий:

Рис. 45. Установка пружин с шайбами при помощи оправки и технологических скоб

снять воздушный фильтр, крышки отводящих кожухов с термосиловыми элементами, выпускные трубы, карбюратор с проставкой, верхний кожух, впускной трубопровод, направляющий аппарат с генератором в сборе и корпус привода распределителя зажигания;

снять дефлектирующие щитки с головок цилиндров, крышки головок цилиндров, стараясь не повредить прокладки, валики коромысел вместе с коромыслами и наконечниками с выпускных клапанов;

отвернуть гайки крепления головок цилиндров торцовым ключом с наружным диаметром головки не более 23 мм. При большем диаметре головки и некотором эксцентриситете наружного диаметра возможна поломка направляющих втулок клапанов. При этом пред-варительно необходимо ослабить все гайки на полоборота, а затем полностью отвернуть гайки и снять шайбы. Шайбы с кольцевыми канавками ставят под гайки, заглушенные с торца и установленные под крышками головок цилиндров;

легкими ударами молотка через деревянную проставку у места крепления выпускных труб и у места крепления впускного трубопровода необходимо стронуть головки и затем снять их. Вынимать штанги толкателей перед снятием головок не рекомендуется, чтобы не распались пружины и шайбы кожухов штанг;

после снятия головки цилиндров следует снять уплотнители, пружины  шайбы, штанги толкателей, а также два передних и два задних боковых кожуха системы охлаждения. При снятии штанг толкателей их следует пометить, чтобы при сборке установить на место, не нарушая приработку штанг с толкателями и болта-ми коромысел.

Установку головок цилиндров выполняют в обратной последовательности, при этом необходимо:

проследить за концентричным совмещением кожухов штанг с отверстиями под толкатели и под сливные трубки в картере для обеспечения надежного уплотнения. При необходимости отрихтовать кожуха;

Рис. 46. Порядок затяжки гаек головок цилиндров: а—предварительный момент затяжки 1,6...2 кгс- м; б—окончательный момент затяжки 4...5 кгс- м

установить пружины 4 и шайбы 3 на кожуха штанг (рис. 45), оправкой 2 сжать пружины с шайбами и завести технологические скобы /, а в бонки картера (см. рис. 16) установить уплотнители 3 кожухов штанг;

установить на сливные трубки головок цилиндров уплотняющие резиновые втулки, поставить головки цилиндров на место и завернуть гайки крепления головок цилиндров, после чего снять скобы отверткой и затянуть гайки крепления головок цилиндров в два приема: сначала обеспечить момент затяжки 1,6...2 кгс- м и окончательно 4...5 кгс' м в последовательности, указанной на рис. 46;

установить валики коромысел с коромыслами и отрегулировать зазоры в механизме привода клапанов.

В случае отсутствия технологических скоб головки цилиндров можно установить следующим образом:

на штанги толкателя набрать набор, состоящий из шайбы 2 и пружины / (см. рис. 16) , а уплотнитель 3 установить в бонку картера;

установить штанги в гнезда толкателей, на сливную трубу головок надеть уплотняющую втулку;

устанавливая головку на шпильки, надеть кожухи штанг на штанги. Прижимая головки, совместить кожухи штанг, с уплотнителями и постепенно затянуть гайки крепления головок цилиндров как указано выше.

Регулировку зазоров рекомендуется выполнять в следующем порядке:

проверить затяжку гаек валиков коромысел; установить поршень первого цилиндра в ВМТ конца такта сжатия. Для этого повернуть коленчатый вал в положение, при котором риска ВМТ на крышке центробежного маслоочистителя совпадает с выступом ребра на крышке распределительных шестерен (см. рис. 21), а оба клапана первого цилиндра полностью закрыты (коромысла этих клапанов могут свободно покачиваться) Порядок нумерации цилиндров двигателя показан на рис. 47;

Рис. 47. Расположение цилиндров

Рис. 48. Регулировка зазора между коромыслом и клапаном

отвернуть контргайку регулировочного винта на коромысле и, вращая отверткой регулировочный винт, предварительно вставив между носком коромысла и стержнем клапана соответствующий щуп, установить необходимый зазор (рис. 48). Зазор должен быть: для впускных клапанов 0,08...0,1 мм, для выпускных 0,1...0,12 мм. Следует помнить, что крайние клапаны выпускные, средние впускные. Во время вращения регулировочного винта рекомендуется несколько передвигать щуп. Щуп должен протягиваться с небольшим усилием:

удерживая отверткой винт, затянуть контргайку и снова проверить зазор, затем, поворачивая коленчатый вал каждый раз на полоборота, отрегулировать зазоры клапанов, третьего, четвертого и второго цилиндров (по порядку работы цилиндров).

При регулировке ни в коем случае не следует уменьшать зазоры ниже нормы. Уменьшение зазора вызывает неплотную посадку клапанов, падение мощности двигателя и прогар клапанов. После регулировки необходимо смазать маслом валики коромысла и торцы клапанов и установить крышки головок цилиндров.

Снятие и установка головок цилиндров на двигателе, снятом с автомобиля, осуществляется в такой же последовательности, как описано выше, за исключением того, что головки обычно снимают после снятия направляющего аппарата с генератором в сборе.

Снятие и установка крышки распределительных шестерен. Для снятия крышки распределительных шестерен с двигателя, снятого с автомобиля, необходимо иметь торцовые ключи 10, 12, 13 мм, динамометрический ключ с набором головок 24, 32 мм, отвертку, стопор маховика. Снятие рекомендуется выполнять в следующей последовательности:

застопорить маховик от проворачивания (см. рис. 38), затем снять крышку центробежного маслоочистителя. В таком объеме производят разборку при чистке маслоочистителя;

отогнуть с грани болта центробежного маслоочистителя отгибную шайбу 13 (см. рис. 10) и вывернуть болт 14, снять шайбу и маслоотражатель 12. Легкими ударами по корпусу 11 маслоочистителя снять его с коленчатого вала;

снять топливный насос, проставку, направляющую штанги привода насоса вместе со штангой и прокладками;

отвернуть болты крепления крышки распределительных шестерен к картеру и легким постукиванием молотка через деревянную проставку по приливам крепления вентилятора, стараясь не повредить прокладку, снять крышку распределительных шестерен, прокладку крышки распределительных шестерен и маслозаливную горловину;

выпрессовать из отверстия крышки распределительных шестерен шариковый подшипник (при необходимости замены);

выпрессовать передний сальник коленчатого вала (при необходимости замены) и снять маслоотражатель.

Установку и крепление крышки распределительных шестерен и остальные сборочные операции выполняют в обратной последовательности. При этом необходимо: проверить совпадение меток О на шестернях привода балансирного и распределительного валов; надеть на направляющие штифты уплотнительную прокладку; установить крышку на картер и затянуть болты.

Если был снят сальник коленчатого вала, то его устанавливают при помощи оправки (см. рис. 40), чтобы избежать перекоса.

Устанавливают корпус центробежного маслоочистителя, маслоотражатель и затягивают болт (момент затяжки 10...12,5 кгс- м), затем отгибают стопорную шайбу на грань болта. При установке крышки центробежного маслоочистителя следует учитывать, что болты крепления крышки расположены несимметрично,

Для снятия крышки распределительных шестерен с двигателя, установленного на автомобиле, необходимо снять вентилятор с генератором в сборе, не снимая кожуха вентилятора, для чего:

отсоединить провода, идущие к генератору, и снять возвратную пружину дроссельной заслонки с кронштейна кожуха вентилятора;

вывернуть два передних болта крепления кожуха вентилятора, снять ремень вентилятора:

отвернуть гайки крепления вентилятора к крышке распределительных шестерен, вставить отвертку между крышкой распределительных шестерен и вентилятором, затем поднять вентилятор вместе с генератором и снять его;

заложить оправку между приливами на корпусе центробежного маслоочистителя и выступом гнезда под подшипник на крышке распределительных шестерен, зафиксировав тем самым коленчатый вал от проворачивания. Отвернуть болты и снять крышку маслоочистителя. Затем выполнить операции, указанные в предыдущем разделе.

Снятие и установка распределительного вала и балансирного механизма. При полной разборке двигателя распределительный вал и балансирный механизм снимают после снятия шатуннопоршневой группы и маховика. Дальнейшая последовательность операции следующая:

снять крышку балансирного вала, отогнуть ус стопорной шайбы с грани болта и отвернуть болт противовеса уравновешивающей системы;

снять шайбу противовеса выколоткой из мягкого металла, вытолкнуть балансирный вал в сторону крышки распределительных шестерен. Снять противовес, пружину, балансирный вал в сборе с шестерней и упорную шайбу балансирного вала;

снять шестерню привода балансирного вала с носка коленчатого вала, отвернуть эксцентриковый кулачокгайку топливного насоса, снять шайбу, ввести две оправки между шестерней распределительного вала и картером и, покачивая их, снять шестерню с распределительного вала;

слегка покачивая, вынуть распределительный вал в сторону маховика, следя за тем, чтобы кромками кулачков не повредить рабочую поверхность подшипников распределительного вала;

снять упорный фланец распределительного вала и ведущую шестерню привода распределительного вала с коленчатого вала.

Сборку распределительного и балансирного валов выполняют . в обратной последовательности, учитывая следующие особенности:

перед установкой распределительного вала в картер смазывают шейки вала и втулки маслом для двигателя;

напрессовав шестерню распределительного вала на шейку распределительного вала (рис. 49) и закрепив ее гайкой, проверяют осевое перемещение распределительного вала, которое должно быть 0,1...0,33 мм;

шестерни газораспределения и балансирного механизма устанавливают, совмещая метки на их торцах (см. рис. 13). Минимальный боковой зазор должен обеспечивать свободное прокручивание пары. Максимальный боковой зазор в парах шестерен газораспределения, замеряемый щупом в трех точках, равномерно расположенных по окружности, должен быть не более 0,12 мм в новых и не более 0,50 мм в работавших парах шестерен; перепад зазора не более 0,07 мм. В шестернях привода балансирного механизма в новых парах зазор должен быть 0,25...0,45 мм и не более 0,7 мм в работавших, перепад зазора не более 0,1 мм;проверяют осевое перемещение балансирного вала в распределительном валу, который должен быть не менее 0,45 мм.

Рис. 49. Оправка для напрессовки шестерни распределительного вала: 1 — распределительный вал; 2 — фланец распределительного вала; 3 — шестерня распредели-тельного вала; 4 — оправка

Снятие и установку распределительного вала и балансирного механизма можно выполнить без разборки двигателя — не снимая головок цилиндров и не вынимая шатунно-поршневой группы. В этом случае необходимо:

снять крышку распределительных шестерен (см. подразд. «Снятие и установка крышки распределительных шестерен с двигателя, снятого с автомобиля»), маховик, крышки головок цилиндров и валики коромысел вместе с коромыслами (см. подразд. «Снятие и установка головок цилиндров»);

поставить двигатель поддоном вверх, чтобы при снятии распределительного вала толкатели не провалились в картер двигателя;

снять распределительный вал и уравновешивающий механизм, как указано в предыдущем разделе.

Установку распределительного вала и уравновешивающего механизма выполняют в обратной последовательности.

Снятие и установка цилиндров и поршней в сборе с шатунами. Для снятия и установки цилиндров и поршней при полной разборке двигателя требуются: динамометрический ключ с головками 14 и 15 мм, рожковый ключ 17 мм, комбинированные плоскогубцы, молоток, .обжимная оправка (рис. 50), два приспособления (см. рис. 37), масленка.

Операции по снятию цилиндров и поршней с шатунами необходимо выполнять в следующей последовательности:

снять головки цилиндров и поддон картера;

отвернуть торцовым ключом стопорные и основные гайки всех шатунных болтов и снять крышки. Перед снятием крышек шатунов следует проверить наличие установочных меток. Установочные метки (номера цилиндров) нанесены электрографом на шатунах и крышках шатунов. Если метки плохо видны, следует повторно пронумеровать шатуны и их крышки. Переставлять крышки с одного шатуна на другой или переворачивать их нельзя;

повернуть двигатель на 180° (цилиндрами   вверх),   отвернуть гайку и снять  приспособление, фиксирующее цилиндры. Слабыми ударами молотка через деревянную проставку по верхней части цилиндра раскачать его и снять вместе с поршнем и шатуном. В этом положении следует сделать маркировку цилиндра и поршня;

снять остальные цилиндры с поршнями, соответственно пометив их порядковыми номерами, установить на место крышки шатунов и гайки, вынуть поршни с шатунами из цилиндров.

Рис. 50. Оправка для установки поршня с кольцами в цилиндр: 1—оправка; 2—поршень в сборе с кольцами и шатуном; 3—цилиндр; 4— шатун

Установку цилиндров и поршней рекомендуется выполнять в следующем порядке:

установить цилиндры и поршни с шатунами на те же места в обратной последовательности. Перед постановкой вкладышей нижней головки шатуна или при замене вкладышей на новые тщательно промыть оба вкладыша, проверить, нет ли по контуру острых кромок, при необходимости притупить;

установить вкладыши в расточку нижней головки шатуна и крышку шатуна так, чтобы фиксирующие выступы вкладышей вошли в соответствующие пазы. Проверить сопряжение стыков;

установить поршневые кольца на поршень (см. «Проверка состояния и замена поршневых колец»), смазать зеркало цилиндров маслом и еще раз проверить правильность расстановки поршневых колец (см. рис. 8);

пользуясь оправкой (см. рис. 50), ввести комплект шатун — поршень с кольцами в цилиндр, предварительно сориентировав их так, чтобы после установки на двигатель стрелка на днище поршня, номер на стержне шатуна и выштамповка на крышке были обращены к передней части двигателя в сторону привода механизма газораспределения. При этом цилиндры необходимо сориентировать так, чтобы ребра первого и третьего цилиндров плоской стороны были обращены в сторону крышки распределительных шестерен, а второго и четвертого цилиндров — в сторону маховика;

установить на каждый цилиндр бумажную прокладку толщиной 0,3 мм ± 0,03 мм (наружный диаметр прокладки 95 мм ± 0,25 мм, внутренний 86 мм ± 0,3 мм);

снять крышки шатунов с вкладышами, установить один из цилиндров с поршнем и шатуном на картер коленчатого вала и зафиксировать цилиндр приспособлением;

прокрутить коленчатый вал так, чтобы шатунная шейка остановилась в положении НМТ, смазать маслом для двигателя шатунные вкладыши и шейку вала, подтянуть шатун к шейке коленчатого вала и собрать подшипник, обратив внимание на совпадение меток шатуна и крышки;

Рис. 51. Приспособление для обжима поршневых колец: 1 — цилиндр; 2 — приспособление; 3 — поршень с кольцами

завернуть гайки шатунных болтов равномерно, но не окончательно (момент затяжки 1,8...2,5 кгс- м); установить остальные цилиндры с поршнями и шатунами и окончательно затянуть гайки шатунных болтов (момент затяжки 5,0...5,6 кгс-м). Затяжку выполняют поочередно, плавно, с постоянным увеличением усилия;

проверить, легко ли вращается коленчатый вал, навернуть стопорные гайки шатунных болтов и затянуть их поворотом на 1,5...2 грани после соприкосновения торцов основной и стопорных гаек.

Если при эксплуатации возникает необходимость в замене цилиндра, поршневых колец, поршней, шатунов или вкладышей шатуна, это можно выполнить, не снимая двигателя с автомобиля.

Порядок операций при этом следующий:

снять с двигателя головки цилиндров, выполнив операции, описанные в разделе «Снятие и установка головок цилиндров»;

повернуть коленчатый вал в такое положение, при котором в снимаемом цилиндре поршень находился бы в ВМТ, и легкими ударами молотка через деревянную проставку по верхней части цилиндра раскачать и снять его. Во избежание поломки юбки поршня при повертывании коленчатого вала при снятых цилиндрах поршень необходимо поддерживать и направлять в отверстие под цилиндр;

снять поршневые кольца с поршней и пометить их с тем, чтобы при сборке установить на прежние места;

снять поршень (см. подразд. «Проверка состояния и замена поршней и поршневых колец») и проверить состояние цилиндров, поршней, поршневых колец и пальцев.

Сборку необходимо выполнять в обратной последовательности: установить поршень и поршневые кольца на поршень, тщательно очистить цилиндры, смазать их маслом, поставить   бумажные   прокладки на цилиндры, обжать поршневые кольца на поршне приспособлением (рис. 51), надеть цилиндры на поршни и установить их на место; установить головки цилиндров.

При необходимости замены шатуна следует: снять головки цилиндров, отвернуть пробку сливного отверстия, слить масло из картера, снять брызговик, поддон картера, масляный насос и вынуть промежуточный валик поивода масляного насоса; провернуть коленчатый вал, установив один из поршней в положение НМТ. Отвернуть стопорную и основную гайки болтов шатуна; снять крышку шатуна, шатун с поршнем и цилиндром.

Устанавливают шатуны в обратной последовательности. Для замены вкладыша шатуна (без демонтажа шатуна) после снятия крышки шатуна нужно вытолкнуть половинку вкладыша из шатуна пластиной, изготовленной из мягкого металла, и установить новый вкладыш. 

 

 

 

 

 

 

 

ЩЕЛКНИТЕ ЗДЕСЬ, чтобы узнать, как получить 21 999 посетителей на Ваш сайт. Бесплатно!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧЕРТЕЖИ

 

СЛУЧАЙНОЕ ФОТО

 1457Q.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ziper65symble_at_blue.gifmail.ru

Design by ziper65turbo 

ICQ 299782183 

Hosted by uCoz