СТАТЬИ

НОВОСТИ

НАШ КЛУБ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

ИНСТРУКЦИИ

СТАТЬИ

ФОТОГАЛЕРЕИ

РАЗНОЕ

ФОРУМЫ

ССЫЛКИ

 

КОГДА "ЗАПОРОЖЦЫ" БЫЛИ МОЛОДЫМИ

...Смотреть на ржавеющие во дворе фургончики было до боли обидно. Столько труда вложили! Тогда-то конструкторы обратились к руководству: может стоит открыть небольшой заводской музей? Никто, конечно, не сказал " нет ", но автомобили потихоньку догнивали и вместо музея попали на свалку. А потом время почти стёрло воспоминания о необычной машине даже у тех, кто её создавал...

Конец пятидесятых и шестидесятые годы в историиотечественного автопрома - одни из самых ярких: в заводских КБ и НАМИ появлялись самые разные прототипы один другого  интересней, а громадье планов постепенно воплощалось в пусках новых предприятий.

В центре внимания был запорожский "Коммунар" - этот завод начал производство не просто легковых, а самых доступных, претендующих на роль народных, автомобилей. На дешевизне "Запорожцев" (кстати, на машинах было написано "Запорожец" - по-украински) настаивал лично Н.С.Хрущёв.

ЗАЗ 965 только встал на конвейер, а конструкторы уже работали над новыми моделями.

На только что пущенные заводы обычно стремились люди энергичные, из тех, кто рвётся делать что-то совсем новое. Так было в начале тридцатых на ГАЗе, после войны на московском ЗМА, в конце 60-х - на ВАЗе, а десятилетием раньше на "Коммунаре".

Запорожским конструктором во главе с бывшим газовцем Юрием Наумовичем Сорочкиным было мало лишь одной модели - ЗАЗ 966, да и деректор, Сергей Александрович Сериков, спал и видел, что завод заявит о себе "во весь голос", как о самостоятельном мощном автопроизводителе.

 ...В министерские планы грузовичок ЗАЗ 970 не внесли, но Сорочкин был не только талантливым конструктором, а ещё и организатором. Директор "Коммунара", как было принято говорить тогда, "изыскал внутренние резервы", и работа над новой моделью закипела.

Грузовичок на базе "Запорожца"? ДА! И решение это было не случайным. Во-первых, стране были позарез нужны компактные малотоннажные машины - лишь ЗМА в небольших количествах делали фургончики - "москвичи", а, во-вторых, конструкторы во всём мире продолжали в те годы бредить немецким "Фольксвагеном". Даже американцы, проектируя заднемоторный "Шевроле Корвэйр", использовали германский опыт. Победное же шествие "Жука" продолжали удачные грузовички и микроавтобусы на его базе - "Транспортер Т1". Такой автомобиль, кстати, был в те годы на ЗАЗе, и с ним, конечно, познакомились основательно.

Семейство ЗАЗ 970 включало грузовичок, фургон и пассажирский автомобиль - теперь бы его назвали минивэном. Кстати, серийных аналогов компактной шестиместной машине вагонной компановки в мире тогда почти не встречалось. По сути, подобные конструкции получили распространение лишь в последние годы. Один из первых ЗАЗ 970Г на испытаниях. Характерную подштамповку на боковинах, такую же как и на ЗАЗ 966, сделали, чтобы не раздувать воздухозаборники системы охлаждения.

Первый образец, прозванный на заводе "Точило", отличался коротким капотом и внешне немного напоминал ЗАЗ 965. "Бескапотные вагончики" появились уже в 1962-м. Кстати, в то время в СССР машинам вагонной компоновки конструкторы уделяли особое внимание. Главным пропагандистом такой схемы был Юрий Аронович Долматовский - талантливый дизайнер и популяризатор автомобилизма. Как показало время, он был прав.

Предельно функциональный дизайн ЗАЗ 970 разрабатывали в заводском бюро архитектурного оформления автомобиля (понятия "дизайн-центра" тогда ещё не было) под руководством Юрия Викторовича Данилова, а ведущим конструктором несущего кузова был Лев Петрович Мурашов. Ещё работая на ЗМА, он учавствовал в создании "Москвича 444" - прототипа ЗАЗ 965.

Чтобы обеспечить прочность кузова при грузоподъёмности машины 350 кг, пришлось помудрить. Сечение в толщину лонжеронов подбирали опытным путём - ни хитрых компьютерных программ, ни даже достаточного опыта у запорожцев не было. Для панелей кузова впервые в отечественном автопроме применили сталь 0,7 мм, её специально "накатали" соседи с "Запорожстали".

Ещё в 1965-м на заводе надеялись, что грузовой "Запорожец", хотя бы фургон ЗАЗ 970Б, встанет на конвейер.

Двигатель и коробка передач на ЗАЗ 970 стояли серийные. У ступиц задних колёс, с целью увеличения передаточного отношения, поставили колёсные редукторы. Мотор Мощностью 27 л.с. разгонял гружёную машину до 70 - 75 км/ч, но для развозки товаров по городу, с учётом скоростей того времени, этого было достаточно. При этом автомобиль в среднем расходовал 7,5 литров бензина на 100 км. Мотор, как и на стандартном "Запорожце" , размещался сзади, но поскольку агрегат частично находился под полом, его теплонагруженность была даже меньше, чем у ЗАЗ 965. Но вот V-образная форма двигателя для вагончика не подходила. У "Фольксвагена" оппозитный агрегат весь умещался под полом, а в "Запорожце" мотор выступал "горбом" в кузов.

Образцы строили очень быстро. По упрощённым чертежам в масштабе 1:1 (для особо сложных деталей вычерчивали сечения) делали фанерные шаблоны, затем - деревянные болваны и по ним выстукивали панели кузова. Такую ускоренную технологию санкционировал Сорочкин - в прошлом конструктор кузовщик. Шестиместный ЗАЗ 970В 1962 года - предок современных мини-вэнов.

Прототипы с разными кузовами испытывали по стандартной для тех лет программе в окрестностях Запорожья и в районе Каменки-Днепровской. Это место, кстати, облюбовали испытатели и других заводов. На небольшом по площади естественном "полигоне" было всё что нужно: булыжник, тяжёлый грунт и даже асфальт. На испытания приглашали представителей торговых организаций - потенциальных потребителей грузовиков. Возможно, директор ЗАЗа готовил таким образом лобби, способное повлиять на решение о постановке машины на производство.

И испытателям, и "купцам" машина нравилась, только "горб" в кузове, особенно в фургоне с единственной задней дверью (у микроавтобуса была боковая), мешал погрузке-выгрузке.

Увы, и "торговое лобби" не могло помочь: завод еле-еле тянул план, на подходе ЗАЗ 966, а конструкторы уже раюотали над полноприводной машиной, которую позднее запустили в Луцке.

Экспериментальные образцы прописались в заводском дворе. Как водится, с них для других прототипов постепенно снимали дефицитные детали, а кузова быстро покрывались ржавчиной. Что дальше, вы уже знаете...

С каждым годом по миру колесило всё больше компактных грузовичков, через несколько десятилетий "распробовали" и мини-вэны. А о "970-ом" постепенно забыли. Лишь немногое из накопленного опыта использовали при проектировании... "Нивы". Лев Мурашов, работая на ВАЗе и учавствуя в создании её кузова, применил для лонжеронов ВАЗ 2121 запорожские нароботки. Ну что ж, хорошо хоть это пригодилось...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЩЕЛКНИТЕ ЗДЕСЬ, чтобы узнать, как получить 21 999 посетителей на Ваш сайт. Бесплатно!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧЕРТЕЖИ

 

СЛУЧАЙНОЕ ФОТО

 1457Q.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ziper65symble_at_blue.gifmail.ru

Design by ziper65turbo 

ICQ 299782183 

Hosted by uCoz