...Смотреть на ржавеющие во дворе фургончики было
до боли обидно. Столько труда вложили! Тогда-то конструкторы
обратились к руководству: может стоит открыть небольшой
заводской музей? Никто, конечно, не сказал " нет
", но автомобили потихоньку догнивали и вместо
музея попали на свалку. А потом время почти стёрло воспоминания
о необычной машине даже у тех, кто её создавал...
Конец пятидесятых и шестидесятые годы в историиотечественного
автопрома - одни из самых ярких: в заводских КБ и НАМИ
появлялись самые разные прототипы один другого интересней,
а громадье планов постепенно воплощалось в пусках новых
предприятий.
В центре внимания был запорожский "Коммунар"
- этот завод начал производство не просто легковых,
а самых доступных, претендующих на роль народных, автомобилей.
На дешевизне "Запорожцев" (кстати, на машинах
было написано "Запорожец" - по-украински)
настаивал лично Н.С.Хрущёв.
ЗАЗ 965 только встал на конвейер, а конструкторы
уже работали над новыми моделями.
На только что пущенные заводы обычно стремились люди
энергичные, из тех, кто рвётся делать что-то совсем
новое. Так было в начале тридцатых на ГАЗе, после войны
на московском ЗМА, в конце 60-х - на ВАЗе, а десятилетием
раньше на "Коммунаре".
Запорожским конструктором во главе с бывшим газовцем
Юрием Наумовичем Сорочкиным было мало лишь одной модели
- ЗАЗ 966, да и деректор, Сергей Александрович Сериков,
спал и видел, что завод заявит о себе "во весь
голос", как о самостоятельном мощном автопроизводителе.
...В министерские планы грузовичок ЗАЗ 970 не внесли,
но Сорочкин был не только талантливым конструктором,
а ещё и организатором. Директор "Коммунара",
как было принято говорить тогда, "изыскал внутренние
резервы", и работа над новой моделью закипела.
Грузовичок на базе "Запорожца"? ДА! И решение
это было не случайным. Во-первых, стране были позарез
нужны компактные малотоннажные машины - лишь ЗМА в небольших
количествах делали фургончики - "москвичи",
а, во-вторых, конструкторы во всём мире продолжали в
те годы бредить немецким "Фольксвагеном".
Даже американцы, проектируя заднемоторный "Шевроле
Корвэйр", использовали германский опыт. Победное
же шествие "Жука" продолжали удачные грузовички
и микроавтобусы на его базе - "Транспортер Т1".
Такой автомобиль, кстати, был в те годы на ЗАЗе, и с
ним, конечно, познакомились основательно.
Семейство ЗАЗ 970 включало грузовичок, фургон и пассажирский
автомобиль - теперь бы его назвали минивэном. Кстати,
серийных аналогов компактной шестиместной машине вагонной
компановки в мире тогда почти не встречалось. По сути,
подобные конструкции получили распространение лишь в
последние годы. Один
из первых ЗАЗ 970Г на испытаниях. Характерную
подштамповку на боковинах, такую же как
и на ЗАЗ 966, сделали, чтобы не раздувать
воздухозаборники системы охлаждения.
Первый образец, прозванный на заводе "Точило",
отличался коротким капотом и внешне немного напоминал
ЗАЗ 965. "Бескапотные вагончики" появились
уже в 1962-м. Кстати, в то время в СССР машинам вагонной
компоновки конструкторы уделяли особое внимание. Главным
пропагандистом такой схемы был Юрий Аронович Долматовский
- талантливый дизайнер и популяризатор автомобилизма.
Как показало время, он был прав.
Предельно функциональный
дизайн ЗАЗ 970 разрабатывали в заводском бюро архитектурного
оформления автомобиля (понятия "дизайн-центра"
тогда ещё не было) под руководством Юрия Викторовича
Данилова, а ведущим конструктором несущего кузова был
Лев Петрович Мурашов. Ещё работая на ЗМА, он учавствовал
в создании "Москвича 444" - прототипа ЗАЗ
965.
Чтобы обеспечить прочность
кузова при грузоподъёмности машины 350 кг, пришлось
помудрить. Сечение в толщину лонжеронов подбирали опытным
путём - ни хитрых компьютерных программ, ни даже достаточного
опыта у запорожцев не было. Для панелей кузова впервые
в отечественном автопроме применили сталь 0,7 мм, её
специально "накатали" соседи с "Запорожстали".
Ещё
в 1965-м на заводе надеялись, что грузовой
"Запорожец", хотя бы фургон ЗАЗ
970Б, встанет на конвейер.
Двигатель и коробка
передач на ЗАЗ 970 стояли серийные. У ступиц задних
колёс, с целью увеличения передаточного отношения, поставили
колёсные редукторы. Мотор Мощностью 27 л.с. разгонял
гружёную машину до 70 - 75 км/ч, но для развозки товаров
по городу, с учётом скоростей того времени, этого было
достаточно. При этом автомобиль в среднем расходовал
7,5 литров бензина на 100 км. Мотор, как и на стандартном
"Запорожце" , размещался сзади, но поскольку
агрегат частично находился под полом, его теплонагруженность
была даже меньше, чем у ЗАЗ 965. Но вот V-образная форма
двигателя для вагончика не подходила. У "Фольксвагена"
оппозитный агрегат весь умещался под полом, а в "Запорожце"
мотор выступал "горбом" в кузов.
Образцы строили очень
быстро. По упрощённым чертежам в масштабе 1:1 (для особо
сложных деталей вычерчивали сечения) делали фанерные
шаблоны, затем - деревянные болваны и по ним выстукивали
панели кузова. Такую ускоренную технологию санкционировал
Сорочкин - в прошлом конструктор кузовщик. Шестиместный
ЗАЗ 970В 1962 года - предок современных
мини-вэнов.
Прототипы с разными
кузовами испытывали по стандартной для тех лет
программе в окрестностях Запорожья и в районе Каменки-Днепровской.
Это место, кстати, облюбовали испытатели и других заводов.
На небольшом по площади естественном "полигоне"
было всё что нужно: булыжник, тяжёлый грунт и даже асфальт.
На испытания приглашали представителей торговых организаций
- потенциальных потребителей грузовиков. Возможно, директор
ЗАЗа готовил таким образом лобби, способное повлиять
на решение о постановке машины на производство.
И испытателям, и "купцам"
машина нравилась, только "горб" в кузове,
особенно в фургоне с единственной задней дверью (у микроавтобуса
была боковая), мешал погрузке-выгрузке.
Увы, и "торговое
лобби" не могло помочь: завод еле-еле тянул план,
на подходе ЗАЗ 966, а конструкторы уже раюотали над
полноприводной машиной, которую позднее запустили в
Луцке.
Экспериментальные образцы
прописались в заводском дворе. Как водится, с них для
других прототипов постепенно снимали дефицитные детали,
а кузова быстро покрывались ржавчиной. Что дальше, вы
уже знаете...
С каждым годом по миру
колесило всё больше компактных грузовичков, через несколько
десятилетий "распробовали" и мини-вэны. А
о "970-ом" постепенно забыли. Лишь немногое
из накопленного опыта использовали при проектировании...
"Нивы". Лев Мурашов, работая на ВАЗе и учавствуя
в создании её кузова, применил для лонжеронов ВАЗ 2121
запорожские нароботки. Ну что ж, хорошо хоть это пригодилось...
|
|