Фролов Виталий Константинович -
авиатор, пилот/борт-механик, спортсмен авто/мотокроссмен (мастер спорта), в
прошлом, и ныне действующий изобретатель/рационализатор двигателей
внутреннего/внешнего сгорания, пневмо/гидронасосов и просто хороший человек с
золотыми руками и развитым чувством юмора.
Фролов В.К. справа
Его кредо - СЕЙЧАС УЖЕ НИЧЕГО НОВОГО В МЕХАНИКЕ НЕ ИЗОБРЕСТИ!
ДОСТАТОЧНО КОМПОНОВАТЬ РАНЕЕ ИЗОБРЕТЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ИСКАТЬ ИХ НЕТРАДИЦИОННОЕ
ПРИМЕНЕНИЕ. Первой его пробой сил стал двухтактный оппозит разработанный по
заданию ВДВ. Этот двигатель должен быть легким, экономичным, безотказным в
воздухе, на земле и воде. И что немаловажно, в боевых условиях иметь высокую
живучесть. Так вот, этот двигатель получился ну ООООчень живучим!, поскольку в
первую очередь он прижился на гражданке и использовался как в сверхлегкой
авиации, так и в кольцевых мотогонках, так и в мотокроссах. Оппозитная схема
вкупе с конической передачей позволила легко апгрейдить одноцилиндровые
двигатели повышая как их объем, так и мощность. Пример тому - ИЖ Планета 5 на
картер которой был установлен блок цилиндров от Юпитера.
Мотор получился компактным и бодрым. На второй передаче заднее колесо легко
срывало в букс.
Вариантов оппозитных двухтактников было достаточно много. В
основном они были предназначены для мотодельтапланов, поскольку довольно долгое
время Фролов сотрудничал с ОКБ им. Антонова
Эта схема применяется и поныне. Сейчас разрабатывается блок-мотор для установки
на низ кроссовогоЧЗ, что позволит реанимировать многие кроссовые мотоциклы в
небольших мотоклубах.
Нетрадиционный подход Фролова проявляется с давних пор. Еще во
времена службы в ВВС, генерал, обеспечивавший поддержку изобретателя, в сердцах
сказал: "Уж лучше бы ты водку пил!", после того, как Фролов заставил свой АН-2
лететь хвостом вперед со скоростью 75км/ч
Однако вернемся к нашим моторам.
Основные усилия по модернизации и совершенству конструкций
двигателей Фролов направил на поиск новых решений по преобразованию
возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение ведущего
вала. Пока что он признает незыблемость и необходимость цилиндро-поршневой
группы двигателя. Экспериментов было много, в том числе и с двигателями
Баландинской схемы. Один такой двигатель был смонтирован в минском картере и
внешне ничем не отличался от обычного мотора. Как известно, - шило в мешке не
утаишь и вот, однажды, когда Фролов уехал в командировку, ребята картингисты, у
которых он базировался в то время, втихаря поставили этот мотор на карт и
выиграли чемпионат Украины. Уж как им удалость обойти техкомиссию одному Богу
известно, впрочем в 70е годы техкомиссии не были уж очень строгими, возможно это
их и спасло. А поскольку мотор все время был скрыт от любопытных глаз брезентом
и ему еще только предстояли испытания, то ребята опять поставили его на место и
только через несколько лет признались в содеянном
Второй двигатель по этой же схеме был изготовлен полностью самодельным
Убедившись в труднопреодолимости недостатков Баландинской схемы, Фролов
продолжил поиск механизмов преобразования. Однажды на глаза попался механизм
ткацкого станка, который стал главным звеном в сегментно-роторном моторе.
, а затем перекочевал на четырехцилиндровый V-образник
В качестве базовых деталей использованы головки цилиндров,
цилиндры и поршня от ЗАЗ 965А, такие, какие они есть, без каких бы то ни было
переделок и доработок! При этом с двигателя объемом 993 см3 удалось снять 89
л.с. при 8800об/мин.
Верхняя часть двигателя сделана отдельным, съемным блоком
и установлена на нижнюю часть кроссового двигателя ЧЗ
Двигатель не имеет
коленвала как такового, вместо него используется механизм
напоминающий шарнир разных угловых скоростей, или как его принято называть -
шарнир Гука.
Все вращающиеся детали работают на подшипниках качения. Масло подается под
клапанные крышки и свободно стекая не только смазывает но и отводит тепло. Для
охлаждения масла перед двигателем установлен узкий длинный радиатор. Двигатель
смонтирован в гибридной раме
родословная которой уходит корнями в кольцевые мотогонки.
Запуск не представляет труда как киком, так и электростартером. Эта ходовка была
сделана скорее как стенд для ходовых испытаний, после того как двигатель
погоняли на стационарном стенде. Сейчас, параллельно с ходовыми испытаниями,
идет оптимизация конструкции двигателя и разработка новой рамы с помощью
современных методов проектирования. Все разработки Фролова защищены авторскими
свидетельствами, но он не торопится приподнимать покрывало тайны над ними.
|