«Горбун», «Мыльница», «Фафик», «Запор»,
«Еврейский танк» – как только не обзывали горбатенького, маленького
«Запорожца»! А началась история самого легендарного советского
автомобиля с высочайшего приказа – Советскому Союзу нужна микролитражка.
Самые лучшие в мире инженеры козырнули и начали разрабатывать новый автомобиль.
К 56-му году они уже успели спроектировать и испытать несколько опытных
образцов микролитражек и мотоколясок, названия которых, впрочем, мало кому
что-нибудь говорят: «Белка», ИМЗ-А50, НАМИ-048, НАМИ-031, ГАЗ-18,
МВТУ. Именно в это время и появилась идея создания «горбатого»
на запорожском комбайновом заводе. Проектирование, постройку и доводку прототипов
новой машины положили на могучие плечи Московского завода малолитражных
автомобилей (тому самому, что теперь зовется АЗЛК). Работы начались осенью
1956 года. За основу «москвичевцы» взяли итальянский Fiat-600,который
они сочли самым лучшим для советских дорог. Первый опытный образец будущего
«горбатого», которому присвоили индекс 444, был готов в октябре
1957 года.
Машина сильно напоминала итальянского «папочку»,
но, в отличие от него (Fiat-600 оснащался4-цилиндровым двигателем водяного
охлаждения), передвигалась при помощи всего двух цилиндров, спрятанных внутри
ирбитского мотора МД-65. Главным недостатком этого двигателя был сильно
выпяченный картер – именно поэтому для увеличения дорожного просвета у ступиц
задних колес «Москвича-444» (а дедушка «запора»
сначала назывался именно так) пришлось устанавливать колесные редукторы.
Кроме того, от итальянского аналога первый «горбатый» отличался
формой задней части кузова и оформлением передка, выпуклой стреловидной
подштамповкой на двери, декоративной «гребенкой» перед проемом
заднего колеса и четырьмя круглыми воздухозаборниками на заднем крыле. Интересно,
кстати, что уже на этой стадии автомобиль имел взаимозаменяемые переднее
и заднее стекла. Впрочем, это «горбатому» не помогло. Образец
не понравился, и его направили на доработку.
В 1958 году МЗМА создал новую версию малолитражки, которую назвали «Москвич-650»
с измененными элементами оформления: переднее крыло с более высокой верхней
частью, иная форма облицовки радиатора. От 444-го у новой модели сохранилась
передняя подвеска на поперечной рессоре и сдвигающиеся вбок дверные стекла.
Мотоциклетный двигатель МД-65 признали совершенно непригодным для автомобиля.
Поэтому сначала на МЗМА, а потом и в НАМИ специально для будущего «запорожца»
инженеры начали разрабатывать новое «сердце». Интересно, кстати,
что во время «высочайшей» презентации новый двухцилиндровый
оппозитный движок еще только проходил стендовые испытания, и поэтому на
«горбатого» поставили мотор от BMW-600. Однако, несмотря на
«бээмвэшное» сердце, 650-й повторил участь 444-го и в 1958 году
вернулся в МЗМА – машину было необходимо усовершенствовать.
В 1959 году появились новые опытные образцы будущего «Запорожца».
Он уже не имел сдвигающихся окон, исчезли стреловидная выдавка и «гребенка»,
задние фонари снабдили катафотами не в средней, а в нижней части, подфарники
установили в отдельных корпусах на крыльях. Чуть позже появились «горбатые»
с измененными передними крыльями и выштамповками на передней панели – у
них подфарники вернулись на передние крылья, а на передней панели появилась
эмблема ЗАЗ и надпись «Запорожец».
В июне 59-го в НАМИ были изготовлены два четырехцилиндровых двигателя
ЗАЗ-965. Первый (ЗАЗ-965 Г) имел оппозитное расположение цилиндров и имел
объем 0,75 литра, а второй (0,74-литровый ЗАЗ-965 В) был V-образным. По
мощностным показателям обе конструкции были равноценными, но мотор «В»
показался создателям лучше. Его и приняли.
25 октября 1960 года первый ЗАЗ-965 сошел с конвейера, а уже 22 ноября
была закончена сборка уже целой партии «запорожцев», которая
сразу разошлась по очередникам. Стоил он, кстати, 1200 полновесных советских
рублей, а производился до 1969 года. Девять лет ходить с горбом – это не
так уж и мало.
Fiat 500 (1957-1975), Италия. Пятисоткубовый моторчик
воздушного охлаждения стоял сзади. Мягкая крыша входила в стандартное
оснащение.
|
|
Fiat 600 Multipla (1955-1969), Италия. Предтеча нынешних
минивэнов. Автомобиль длиной 3,53 м перевозил шесть человек. |
|
Москвич
444
Концепт
ЗАЗ 965
|
|
|
|