Пословица “лучшее - враг хорошего”очень метко характеризует причины любой
модернизации. Действительно, вряд ли можно подыскать пример конструкции,
которая впоследствии не улучшалась. Многое подсказывает опыт эксплуатации,
появляются новые материалы, а главное, непрерывно работает конструкторская
мысль. Поэтому-то каждая модель автомобиля не только в период преодоления
детских болезней, но и в последующем непрерывно совершенствуется, а когда
новых решений становится много и часть из них не уживается с существующей
схемой - появляется новая модель.
Эта участь всех машин не миновала и нашего “Запорожца”. Пять лет, в течение
которых он выпускается и совершенствуется, - достаточный срок, чтобы подвести
итоги и рассказать обо всех изменениях сотням тысяч обладателей советской
микролитражки. 0 том, какие они дают преимущества, как воспользоваться модернизацией
владельцам машин первых выпусков, какие нужны для этого детали.
Обо всем этом на заседании клуба “Автолюбитель”рассказывает инженер завода
“Коммунар”К. С. ФУЧАДЖИ.
В феврале 1962 года на двигателе "3апорожца”улучшено уплотнение
в соединении крышки и головки цилиндров. Крышки крепятся теперь не в двух,
а в четырех точках шпильками. Новые крышки уже не литые, а штампованные;
головки также изменены.
При желании произвести замену нужно приобрести комплект модернизированных
деталей: две головки цилиндров (965-1003011), две штампованные крышки головок
цилиндров (965-1003264-В) и две прокладки с четырьмя отверстиями (965-1003270-6).
В головках последующих выпусков (с апреля 1962 года) был изменен также
угол наклона свечи (с 50 до 70 градусов), что улучшило пусковые свойства
двигателя и повысило надежность свечей. Канавка к маслоналивному отверстию
в головке выполнена наклонно.
В марте 1962 года на балансирном валу изменены посадочные размеры и введен
упор, что предотвращает перекос противовеса. Новый балансирный вал (965-1006278-Б)
устанавливается на ранее выпущенном двигателе в комплекте с противовесом
уравновешивающем системы, сухарем и шестерней.
С октября 1962 года устанавливается коленчатый вал с уширенными второй
и пятой щеками. Прочность этой ответственной детали благодаря такому улучшению
значительно повышена. Установка усиленного вала возможна на ранее выпущенные
автомобили.
С июля 1962 года претерпел изменения ведомый вал сцепления, у которого
число шлицев увеличено с четырех до шести, а высота их стала больше на 0,5
мм. Это повысило надежность шлицевого соединения ведущего вала коробки передач
с валом сцепления и с шестерней четвертой передачи. Чтобы заменить ведомый
вал модернизированным, нужно приобрести ведомый вал сцепления в сборе (965-1601285-Б),
ведущий вал коробки передач (965-1701030-Б) и ведущую шестерню четвертой
передачи (965-1701035-Б).
Начиная с октября 1962 года "3апорожец" "прибавил"
сил благодаря увеличению рабочего объема цилиндров прежнего двигателя с
748 до 887 см•. Теперь его мощность не 23, а 27 л. с. Такой двигатель имеет
индекс "966".
При модернизации изменились не только размеры, но и конструкция цилиндров,
поршневых колец, головок цилиндров (конструкция оребрения). Улучшено уплотнение
кожухов штанг: не делается проточка под резиновые уплотнители в картере
и введены втулки уплотнительных колец. Пружины уплотнителей соответственно
укорочены. Повышено давление масла а системе. Изменена также конструкция
редукционного клапана; масло перепускается непосредственно в картер, в не
во всасывающую полость насоса. Это привело к иэменению крышки распределительных
шестерен и оси ведомюй шестерни.
Заменой большей части деталей можно переоборудовать двигатель МеМЗ-965
в МеМЗ-966, но этого делать не следует: собранный в незаводских условиях
"смешаный" двигатель несмотря на большие затраты не будет по своим
качествам и надежности равноценен двигателю МеМ3-966. Целесообразнее старый
двигатель, когда он потребует ремонта, заменить новым.
Повышение мощности двигателя позволило уменьшить передаточное число главной
передачи с 5,12 до 4,63 (апрель 1963 года). Благодаря этому сократилось
число оборотов двигателя, приходящееся на километр пути (и при максимальной
скорости), что увеличивает срок службы двигателя и уменьшает расход топлива.
Ведущая шестерня главной передачи сохранила 8 зубьев, у ведомой вместо 41
зуба стало 37. Одновременно усилено крепление ведомой шестерни в крышке
коробки дифференциала: теперь для этого используются болты диаметром 10
мм вместо прежних 8-миллиметровых.
В мае этого же года для повышения надежности работы шестерен коробки
передач завод изменил передаточные числа первой передачи с 3,83 на 3,73,
а заднего хода —с 4,79 на 4,76. Теперь шестерня привода первой передачи,
изготовленная заодно с ведущим валом, имеет 11 зубьев, а не 12 как раньше;шестерня
первой передачи и заднего хода —41 зуб вместо 46. Соответственно число зубьев
в блоке промежуточных шестерен заднего хода стало 18 и 23 вместо 20 и 25.
Для того чтобы установить эту коробку передач и главную передачу на двигатели,
выпущенные ранее, до модернизации, необходимы комплект шестерен коробки
передач (966-1700101, в который входят детали 966-1701030, 966-1701080,
966-1701112) и дифференциал в сборе с "главной парой" (966-1400100-А).
Возможна также установка коробки передач в сборе с главной передачей (966-1700010—коробка
передач в сборе).
В сентябре 1963 года на машину поставлен новый, более долговечный подшипник,
заменивший прежний, комбинированный подшипник выключения сцепления. Графитовый
подпятник нового подшипника скольжения не нуждается в смазке. Новый подшипник
может быть установлен на автомобиле взамен старого.
При модернизации конструкторы позаботились и о системе терморегулирования,
чтобы автоматически поддерживалось оптимальное тепловое состояние двигателя.
Для регулирования теплового состояния двигателя служат заслонка и термостат,
которые установлены в раструбе крышки моторного отсека. Эту систему регулирования
также можно устанавливать на машину, для чего необходимо иметь капот задка
в сборе (965А-5604010).
Для улучшения охлаждения двигателя была разработана новая конструкция
облицовки воздухопритока, кожухов воздухопритока и брызговика двигателя,
а также смещены со своего прежнего места отопительная установка и другие
узлы. Чтобы установить новый кузов с модернизированным моторным отсеком
на автомобили, выпущенные ранее, то есть с двигателем МеМЗ-965, необходимо
на 9 мм укоротить выпускные трубы 2-го и 4-го цилиндров и иметь: кузов в
сборе (965А-5000010), брызговик двигателя в сборе (965А-2802040-Б), глушитель
в сборе (966-1201010), трубу выпускную третьего и первого цилиндров (965-1008160
и 965-1008168), трубу коллекторную (965-1008119), трубу промежуточную правую
(966-1008135), трубу промежуточную левую (966-1008140), два хомута (966-1201070).
Установка на автомобиль модернизированного силового агрегата заставила
конструкторов изменить и систему выпуска газов, а также заменить два глушителя
одним.
Модернизированный двигатель в сочетании с новым передаточным отношением
главной передачи, улучшенным охлаждением и терморегулированием позволил
повысить динамические качества автомобиля и его экономичность, особенно
при езде в городе. Запас мощности дает возможность теперь меньше переключать
передачи.
В сентя6ре 1963 года на смену механическому приводу включения стартера
пришел стартер с электромагнитным пуском. Желающие установить новый стартер
должны располагать стартером в сборе (966-3708010/ СТ351-3708000) и реле
стартера предохранительным в сборе (965А-3708015/ РС-502).
Опыт эксплуатации заставил конструкторов в августе 1963 года изменить
узел "стойка и палец передней подвески". Модернизированный узел
выгодно отличается от прежнего тем, что специальный колпачок, запрессованный
со стороны головки пальца в стойку, а с противоположной стороны —резиновое
кольцо защищают от пыли и влаги палец стойки, втулки и регулировочные шайбы.
Кроме того, колпачок и кольцо препятствуют вытеканию смазки. Для того чтобы
модернизировать этот узел иа "3апорожце" прежних выпусков, нужны
стойки передней подвески правая и левая в сборе (965-2904054 и 965-2904055),
палец стойки передней подвески (965-2904068-Б), шайбы регулировочные (386155-П),
колпак стойки (965-2904072), защитное кольцо (965-2904076).
В декабре 1963 года для повышения надежности усилены рычаги передней
подвески; соответственно с увеличением сечения рычагов изменены и диаметры
сопрягаемых с ними полиамидных втулок. К сожалению, новые рычаги с полиамидными
втулками не взаимозаменяемы с ранее выпущенными. Перед установкой их в трубы
передней подвески можно расточить внутренний диаметр труб под наружный диаметр
новых втулок.
Улучшая комфортабельность автомобиля, завод с июля 1964 года начал устанавливать
передние сиденья с шарнирными спинками, удобными для автотуристов; откинутая
назад спинка превращается в спальное место. Кроме того, водитель может установмть
ее в самое удобное для се6я положение. Новые спинки взаимозаменяемы со старыми.
С того же времени на приборном щитке появилась полезная новинка. Вместо
контрольной лампы - индикатора температуры масла, которая загоралась при
105—градусах, установлен датчик с указателем, фиксирующим температуры 40,
80, 100 и 120 градусов, Чтобы установить на приборном щитке такой указатель,
нужны сигнализатор температуры - датчик (965-3808010/ТМЗ-3808000) и щиток
приборов в сборе (965-3805010-6/КП211-3805000) С января 1965 года "3апорожецм
оборудуется тормозами с автоматической регулировкой зазоров между колодкой
и барабаном. Для того чтобы переоборудовать автомобили прежних выпусков,
в которых колодки регулировались эксцентриками, нужно установить новый колесный
цилиндр в сборе (965-А-3501040) и расширить во всех колодках овальное отверстие
на 3 мм в сторону обода колодки. При установке колодок с расширенными овальными
отверстиями нужно обеспечить зазор между эксцентриками тормозов и стенкой
овального отверстия в пределах 0,5 —мм.
Разумеется, колесные тормозные цилиндры с автоматикой надо ставить только
попарно, то есть на передние или задние колеса или на все вместе.
|